Александр Твардовский
Александр Трифонович Твардовский (21.06.1910 – 18.12.1971)
Сын деревенского кузнеца начал сочинять стихи ещё до того, как научился грамоте. В 1939 году, работая в газете «На страже Родины» в качестве военного корреспондента, для юмористической рубрики создал героя, вечно живого и любимого миллионами – солдата Василия Тёркина. С начала войны Александр Твардовский – корреспондент Юго-Западного, а затем Белорусского фронтов – побывал во всех горячих точках, и с 4 сентября 1942 года главы поэмы «Василий Тёркин» («Книга про бойца без начала и конца») по мере написания начали публиковаться в газете Западного фронта «Красноармейская правда»: боец Тёркин вышел на передовую и стал другом красноармейцев.
Весёлый, неунывающий, отважный и находчивый, схожий с фольклорными героями, он воплотил в себе все качества безымянного советского солдата и сделал Александра Твардовского культовым автором военного поколения. Поэму перепечатывают центральные газеты, автор читает её на встречах в госпиталях и трудовых коллективах. Классик русской литературы И. А. Бунин писал о «Тёркине»: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!». Поэма была закончена в 1945 году, издавалась большими тиражами, была переведена на многие языки и вошла в школьную программу СССР. Стихотворные строки Александра Твардовского, вместе с Василием Тёркиным и миллионами советских солдат, обрели бессмертие:
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Как и большинство авторов-фронтовиков, война «не отпускала» А. Твардовского: уже после Победы он создал ряд замечательных стихотворений, самое известное и пронзительное из которых «Я убит подо Ржевом» (1946 г.). Александр Твардовский: «…стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».