Раздел: Новости → Выставки → Архив выставок 2023 г.
«Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»»
01.11 - 31.12
Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+
В Центре краеведческой информации работает книжно-иллюстративная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»», посвящённая героической эпопее челюскинцев.
На выставке экспонируются книги и статьи о легендарной экспедиции, возглавляемой математиком, географом и геофизиком Отто Юльевичем Шмидтом: документальные материалы и хроника похода ледокола, исторические записи о героическом выживании экипажа в суровых условиях полярной зимы, а также о его счастливом спасении.
В экспозиции также представлены издания, посвящённые изучению Советской Арктики в 1930-х годах: рейсу ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа (1931); первому научно-исследовательскому полёту дирижабля «Граф Цеппелин» (1931), в состав экипажа которого вошли и советские исследователи; экспедиции под начальством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» (1932), капитаном которого был В. И. Воронин, в 1933 году ставший и капитаном парохода «Челюскин». Отдельно выделены книги о первой Ленской экспедиции на ледоколе «Красин» (1933), беспосадочным перелётам через Северный Полюс в 1937 году В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова (Москва – Ванкувер) и М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина (Москва – Сан-Джасинто), работе первой советской дрейфующей станции «Северный Полюс-1» (1937–1938), и дрейфу ледокольного парохода «Георгий Седов» (1937-1940).
Всего на выставке представлено около 80 изданий. В коллекции Электронной библиотеки «Территория и пути сообщения: описание и исследования» представлен раздел «Освоение Арктики», где можно найти издания об исследованиях Северного морского пути и арктических территорий, воспоминания учёных и участников экспедиций об освоении северных территорий.
Для справки:
«Челюскин» – советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём, который был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда – «усиленный для навигации во льдах». В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа для специальных целей или для специального торгового мореплавания (арктической торговли). Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход – 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». Командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. 19 июня 1933 года пароход «Лена» переименовали в «Челюскин», в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина. 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Начальником экспедиции стал член-корреспондент АН СССР О. Ю. Шмидт. В Мурманске в обязанности капитана вступил опытный полярник В. И. Воронин. 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
1 сентября экспедицией был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё раньше, а завхоз Б. Г. Могилевич погиб во время затопления судна).
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Первый рейс был совершён лётчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта, последний – 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.
Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Чтобы быть в курсе событий можно ПОДПИСАТЬСЯ на информационную РАССЫЛКУ заочно – оставьте свой адрес электронной почты в сообщениях паблика. Присоединяйтесь!
Где: 2 этаж, ауд. 229 (Центр краеведческой информации)