Раздел: Новости Выставки Архив выставок 2023 г.

«Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»»

01.11 - 31.12

Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+

 

В Центре краеведческой информации работает книжно-иллюстративная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»», посвящённая героической эпопее челюскинцев. 

На выставке экспонируются книги и статьи о легендарной экспедиции, возглавляемой математиком, географом и геофизиком Отто Юльевичем Шмидтом: документальные материалы и хроника похода ледокола, исторические записи о героическом выживании экипажа в суровых условиях полярной зимы, а также о его счастливом спасении. 

В экспозиции также представлены издания, посвящённые изучению Советской Арктики в 1930-х годах: рейсу ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа (1931); первому научно-исследовательскому полёту дирижабля «Граф Цеппелин» (1931), в состав экипажа которого вошли и советские исследователи; экспедиции под начальством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» (1932), капитаном которого был В. И. Воронин, в 1933 году ставший и капитаном парохода «Челюскин». Отдельно выделены книги о первой Ленской экспедиции на ледоколе «Красин» (1933), беспосадочным перелётам через Северный Полюс в 1937 году В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова (Москва – Ванкувер) и М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина (Москва – Сан-Джасинто), работе первой советской дрейфующей станции «Северный Полюс-1» (1937–1938), и дрейфу ледокольного парохода «Георгий Седов» (1937-1940).

Всего на выставке представлено около 80 изданий. В коллекции Электронной библиотеки «Территория и пути сообщения: описание и исследования» представлен раздел «Освоение Арктики», где можно найти издания об исследованиях Северного морского пути и арктических территорий, воспоминания учёных и участников экспедиций об освоении северных территорий.

Для справки:

«Челюскин» – советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём, который был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда – «усиленный для навигации во льдах». В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа для специальных целей или для специального торгового мореплавания (арктической торговли). Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход – 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». Командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. 19 июня 1933 года пароход «Лена» переименовали в «Челюскин», в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина. 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Начальником экспедиции стал член-корреспондент АН СССР О. Ю. Шмидт. В Мурманске в обязанности капитана вступил опытный полярник В. И. Воронин. 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.

1 сентября экспедицией был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё раньше, а завхоз Б. Г. Могилевич погиб во время затопления судна).

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Первый рейс был совершён лётчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта, последний – 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

 

Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Чтобы быть в курсе событий можно ПОДПИСАТЬСЯ на информационную РАССЫЛКУ заочно – оставьте свой адрес электронной почты в сообщениях пабликаПрисоединяйтесь!

 

Где: 2 этаж, ауд. 229 (Центр краеведческой информации)

 

 

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.