Раздел: Новости → Выставки → Архив выставок 2020 г.
Музейная экспозиция «Жизнь за веру»: к 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума (1620–1682 гг.) (5 декабря)
01.12 - 28.02
К 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума (1620–1682 гг.) (5 декабря)
Музейная экспозиция «Жизнь за веру»
Возрастная маркировка: 12+
Выставка «Жизнь за веру: к 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума» посвящена крупнейшему деятелю раннего старообрядчества, публицисту и писателю Аввакуму Петрову (1620–1682 гг.). Музейная экспозиция представляет собой своеобразную «книжную иллюстрацию» основных этапов жизни Аввакума, его мужественного служения Святой Руси.
Live-выпуск лекции-экскурсии по музейной экспозиции с экспертом книжных памятников Ларисой Пономарёвой, автором просветительского проекта библиотеки «В мире книжных редкостей: от старопечатных книг к современным традициям книжного дела», кандидатом филологических наук.
Открывается экспозиция с двух знаковых для русской культуры публикаций «Жития Аввакума». С одной стороны, представлен омский экземпляр старообрядческой хрестоматии «Старая вера» (М.: тип. «Т-ва И. Д. Сытина», 1914), изданной под редакцией директора Московского старообрядческого института А. С. Рыбакова, где было опубликовано «Житие Аввакума» по петербургскому изданию Д. Е. Кожанчикова 1861 года. С другой стороны, демонстрируется факсимильное воспроизведение автографа «Жития Аввакума» 1674–1675 гг. из Древлехранилища Пушкинского Дома (из Пустозерского сборника И. Н. Заволоко), изданное в 2016 году. Таким образом, омичи могут увидеть и прочитать как сам автограф Аввакума XVII века, так и познакомиться с самой популярной публикацией «Жития» эпохи императорской России (1861–1917), которая вызвала отклик у Достоевского, Тургенева, Гончарова, Толстого, Лескова, Гаршина и многих других русских классиков.
Выставка отражает основные этапы российских публикаций сочинений Аввакума – его Житие, «Книгу бесед», «Книгу Толкований», челобитные, письма и послания. В императорской России помимо Жития Аввакума печатались его письма и челобитные, на выставке мы представляем публикации из журналов «Русский архив» (1864 № 7–8), «Древняя и Новая Россия» (1880, № 7). В Омске сохранились два экземпляра Жития издательства «Academia» (М., 1934), где воспроизводится текст по автографу из собрания В. Г. Дружинина из фондов Библиотеки Академии наук (СПб.). По тому же автографу было издано Житие в 1960 году. Это издание интересно тем, что в приложении опубликована редакция Жития по рукописи XIX века из собрания Г. М. Прянишникова, которая была составлена после казни Аввакума, скорее всего в XVIII веке. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. В 1963 г. А. Н. Робинсон издал по автографу из сборника Дружинина не только Житие Аввакума, но и первую часть Жития Епифания (духовника Аввакума). В 1975 году вышел в свет «Пустозерский сборник», где фототипически воспроизведены автографы Аввакума и Епифания. В 2017 г. вышло в свет самое полное собрание творений Аввакума (1229 с.). Над книгой работали К. Я. Кожурин, Т. Г. Сидаш и др. Со всеми перечисленными книгами омичи могут познакомиться, посетив «Омский музей книги» (ауд. 304).
В экспозиции представлены разные книги биографического жанра, наиболее значительные – «Протопоп Аввакум» А. К. Бороздина (СПб.: изд. А.С. Суворина, 1900) и К. Я. Кожурина(М., 2011; серия ЖЗЛ).
Особое место на выставке занимают книги, раскрывающие в разных аспектах эпоху раскола (1650–1680-е гг.). Широко представлены издания серии «Russica» петербургского издательского проекта «Quadrivium»: «Протопоп Иван Неронов. Собрание документов эпохи» (2012), «Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 гг.» (2013), «Московские соборы 1660, 1666,1667 гг.: собрание документов эпохи» (2014), «Соловецкий архив» (2015), «Собрание творений» дьяка Фёдора (2019). На выставке демонстрируются редкие для Омска книги – «Стоглав» (Казань, 1887) и синодальное издание на церковнославянском языке «Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов» (М., 1893).
Житие Аввакума начинается с исповедания веры по творениям Отцов Церкви, поэтому в самом начале экспозиции представлена патристическая литература – омские экземпляры книг старообрядцев и современные издания Дионисия Ареопагита, Афанасия Александрийского, Кирилла Александрийского. Среди книг особое место занимает экземпляр «Соборника» ([Клинцы: Тип. Фёдора Карташева, 1793]. – 877 л.), который состоит из 71 поучительного слова Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Фёдора Студита, Анастасия Синайского, Григория Смирнского, Григория Богослова. В колофоне «Соборника» 1793 сообщалось, что книга была напечатана с Московского издания 1647 г. по повелению царя Алексея Михайловича и благословению московского патриарха Иосифа. В XVIII в. издание получило большую популярность среди старообрядцев и неоднократно переиздавалось. Из книжной культуры старообрядцев и единоверцев представлены омские экземпляры изданий: «Цветник: Заповеди Евангельские и Святых Отец поучение» ([Клинцы: Тип. Федора Карташева, после 1788]), Канонник (М.: Тип. Единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви,1869: перепечатка с последнего издания времен патриарха Иосифа 1651 г.), Златоуст (М.: Тип. Единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви, 1889) и др.
Аввакум Петров родился в 1620 г. в Нижегородском уезде в семье настоятеля храма во имя святых Бориса и Глеба. Поэтому на выставке экспонируются факсимильное издание рукописи «Сказания о св. Борисе и Глебе» XIV века и репродукция иконы святых страстотерпцев XIII века (духовный подвиг Аввакума проявляется в чине страстотерпца). Важное место на выставке занимает омский экземпляр Псалтири с восследованием (43-е изд. – Москва: Тип. Единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви, 13. XII. 1899 (7408) – 1. III. 1900), который являет собой точную перепечатку Псалтири 1645 года. На протяжении нескольких столетий у старообрядцев и единоверцев было принято благословлять каждого из своих детей экземпляром старопечатной Псалтыри. Аввакум начинает своё Житие с молитвы Святой Троице из старопечатной Псалтири.
На выставке экспонируются издания, раскрывающие реформаторскую деятельность патриарха Никона (1653–1656), которой страстно воспротивился протопоп Аввакум. Это книги Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (Сергиев Посад, 1913), «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (Сергиев Посад, 1912); «Патриарх Никон: стяжание Святой Руси – созидание государства Российского» (М., 2009); «Книжная справа XVII века» протоиерея Георгия Крылова (М., 2009) и др. Здесь же представлены омские экземпляры дониконовской печати – «Октоих» (М., 1638) и «Пролог» (М., 1642), а также орнаменты фёдоровской традиции из листового альбома «Орнаментика Московской печати XVI–XVII вв.» (М., 1952). Московская старопечатная книга до 1653 г. определяла основной круг чтения протопопа Аввакума. Омичи могут увидеть подлинные экземпляры эпохи Аввакума.
В разделе о сибирской ссылке Аввакума (1653–1663), представлены редкие для Омска дореволюционные издания: «Историческое обозрение Сибири. Т.1: С 1585 до 1742 г.» П. А. Словцова (М., 1838), «Тобольская епархия» (Омск, 1892), «Сибирский летописец: летопись конца XVII и начала XVIII столетий, веденная в Тобольске» (Тобольск, 1892), «Селенгинская Даурия» (СПб., 1896). В книге «Сибирь в XVII в.» (М., 1890) опубликованы сказания о Сибири до Ермака XVI века, роспись сибирских городов и острогов по рукописи 1640-х гг., «Чертёж всей Сибири», выполненный по указу Алексея Михайловича» и многое другое. В Сибирь Аввакум был отправлен с семьёй: с женой и четырьмя детьми – Иваном (9 л.), Агриппиной (8 л.), Прокопием (5 л.), Корнилием (8 дней; он погибнет в Сибири). Великие мучения претерпел Аввакум и его близкие, в Житии он «плачется» как многострадальный Иов. Аввакуму было суждено быть в Тобольске, Енисейске, плыть по Ангаре, оказаться в Братском остроге, жить на берегу озера Иргень, и после десяти лет сибирской ссылки вернуться вновь в Москву.
На соборе 1666 г. протопоп Аввакум был лишён сана за непринятие «никоновских новшеств», расстрижен, предан проклятию как еретик и сослан в Пустозерский острог на Печоре. Сподвижникам его – Лазарю, Фёдору, Епифанию отрезали язык и отрубили правую кисть руки, а самого Аввакума посадили в глубокую яму (с этих пор он начинает называть себя «живым мертвецом»). Двенадцать лет в заточении он продолжал пламенно бороться за «древнее благочестие».
Церковным реформам патриарха Никона воспротивились монахи Соловецкого монастыря (вооружённое противостояние продолжалось с 1668 по 1676 гг.) и боярыни – Феодосия Прокопьевна Морозова (1635–1675) и Евдокия Прокопьевна Урусова (1636–1675), погибшие в Боровском остроге. На выставке представлены издания – «Соловецкое восстание 1667–1676 гг.» О. В. Чумичевой (Новосибирск, 1998), «Протопоп Аввакум и начало Раскола» П. Паскаля (М., 2011), «Повесть о боярыне Морозовой» (М.. 1991) и др. Образ монахов Соловецкого монастыря, молящихся двуперстием, можно увидеть на репродукции из издания «Памятник с Соловецких островов. Икона «"Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия". 1545 г.» (Л., 1970). Образ Боярыни Ф. П. Морозовой представлен на репродукции картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887) из книги «Картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова"» (М., 1960).
14 апреля 1682 году по приказу Фёдора Алексеевича Аввакум вместе с Фёдором, Лазарем, Епифанием были сожжены. На выставке представлена репродукция картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» (1897).
Протопоп Аввакум – это великий человек «корневой системы» русского мира. Он отдал свою жизнь за сохранение чистоты «древнего благочестия», дыхание которого ярко проявилось в иконе Святой Троицы А. Рублёва. На выставке демонстрируется две репродукции икон Святой Троицы – Андрея Рублёва (1360–1428) и Симона Ушакова (1626–1686). Достаточно всмотреться в лики Пресвятой Троицы двух иконописцев, чтобы почувствовать и понять, как изменилась духовная природа русского мира XVII века. Протопоп Аввакум остаётся верным «древнему благочестию» Московской Руси (XIV–XVI вв.), в лоне которого только и возможно явление «Святой Троицы» А. Рублёва и «древа жизни» в структуре орнаментики старопечатных книг фёдоровской традиции.
Приглашаем всех желающих!
Познакомиться с выставкой можно ежедневно с 10:00 до 17:45 (кроме пятницы, субботы).
Вход свободный.
Справки по тел.: +7 (3812) 24-26-05
Где: Выставочное пространство «Омский музей книги» Центра книжных памятников, 3 этаж (ауд. 304)