Раздолье

А. А. Дейнека. Раздолье 1944 г.

А. А. Дейнека
Раздолье
1944 г.

Репродукция картины представлена в наборе открыток из фонда ОГОНБ имени А. С. Пушкина:

75(47)2(092) Дейнека

Д279

А. А. Дейнека [Изоматериал] : Открытки. - Москва : Советский художник, 1986.

ОТКР.50 ОИ

Об авторе:


Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — выдающийся советский живописец, монументалист, график, скульптор. Член Союза художников СССР. Народный художник СССР (1963). Член Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии (1964). Автор крупных монументальных работ воспевающих успехи индустриализации, технического прогресса, воспитания физически и духовно здоровых молодых строителей социализма в СССР.

Александр Александрович Дейнека родился в Курске. Учился в Курском железнодорожном училище и одновременно ходил в небольшую художественную студию. По рекомендации своих наставников в 1915–1917 годах он получил художественное образование в Харьковском художественном училище. В 1918 году Дейнека работал фотографом в Угрозыске, стал руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимался оформлением агитпоездов, выпускал плакаты, принимал участие в театральных постановках. После службы в Красной армии начинающего талантливого художника командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Там учится у знаменитых педагогов – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. В становлении живописной манеры Дейнеки также важную роль сыграли европейские мастера, прежде всего представители немецкого экспрессионизма.

В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ). Это объединение в 20–30-х стало стилеобразующим, остовцы проповедовали высокую живописную культуру, основанную на безукоризненном рисунке и чётком понимании формы. Картины этого периода отличает динамика, выверенная острая композиция организованная линейным ритмом, монументальность и лаконичность подчёркивается аскетичной палитрой («На стройке новых цехов», 1926). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1930-е годы А. Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Кто больше кто лучше» (1931), «Полный ход!» (1932), «Физкультурница» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939). В плакатах Дейнеки очень здорово использованы приемы строго продуманной и построенной многоплановой композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным плоскостным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенными схематично типизированными человеческими образами. Эти плакаты впоследствии послужили эталоном для многих художников 30-х – 40-х годов работающих в этом направлении советского агитационно-массового искусства, соратники по ОСТу и плакатисты молодого поколения, в той или иной степени находились под влиянием творчества Дейнеки; использовали в своих работах композиционные и другие находки мастера, несомненно, привнося и своё в развитие искусства агитационного плаката.

Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932 году, с этого времени изобразительный язык художника меняется. Его живопись становится менее графичной, колорит становится разнообразнее, краски насыщенней, в его творчестве появляются лирические мотивы. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937).

В годы Великой Отечественной войны Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина «Оборона Севастополя» (1942 ) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» (1941). Выполнял агитационные плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Известен его плакат 1942 года «По всей стране от края и до края встает на пост подруга боевая»

Как монументалист Александр Дейнека выполнил ряд значительных работ мозаики московских станций метро «Маяковская» (1939), «Новокузнецкая» (1943); панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940); мозаики «Утро» (1949), «Лыжники» (1950), «Хоккеисты» (1959–1960), «Рабочее утро» (1959–1960), «Красногвардеец» (1962), «Доярка» (1962); витраж «Баскетбол (1964).

Картины, графика, скульптура и плакаты А. А. Дейнеки находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея, Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Института русского реалистического искусства, Государственной российской библиотеки, Музее современной истории России, региональных музеях и частных коллекциях.

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.