Пьеса не для сцены?
Возрастная маркировка: 12+
«Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!
В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
(И. А. Крылов – А. С. Грибоедову)
«Горе от ума» – произведение, которое никогда не теряет своей актуальности. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья живут не только на страницах гениального произведения Грибоедова. Они меняют свои лица и имена сквозь поколения, но не расстаются со своими пороками и сегодня. «Фамусовское общество» стало нарицательным понятием, как и отдельные его представители. Пьеса стала одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из нее стали крылатыми и разлетелись, как и предвидел А. С. Пушкин, на пословицы. Из грибоедовской традиции выросла классическая русская драма XIX века: «Маскарад» М. Лермонтова, «Ревизор» Н. Гоголя, где уездный город с галереей карикатур воплощает собой все российское общество, социальная драма А. Сухово-Кобылина и пьесы А. Островского.
Но так ли все просто было с написанием, публикацией и переносом пьесы на театральную сцену? Попробуем разобраться.
«Горе от ума» – комедия в стихах, сочетающая в себе элементы классицизма и новых (для начала XIX века) романтизма и реализма. Произведение описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808-1824 годов. Сюжет пьесы развивается в 1822 году, спустя десять лет после войны 1812 года. В «Горе от ума» очевидно влияние французской салонной комедии, которая царила в то время на сцене. Произведение написано разговорным языком и «вольным ямбом» (ямб с чередующимися стихами разной длины). То и другое в русской комедии было абсолютным новшеством. До Грибоедова вольный ямб использовался, как правило, в маленьких стихотворных формах, например в баснях Крылова, иногда в поэмах с «несерьезным содержанием» (с).
Материалы по теме:
– Круглые даты в жизни известных книг. 2021
Дипломат, писатель и музыкант Александр Сергеевич Грибоедов задумал свою главную пьесу в 1820 году в Персии, где служил по профессиональной линии. Первые два действия автор написал в Тифлисе, куда ему удалось перевестись осенью 1821 года, и где он впоследствии сделал карьеру при генерале Ермолове. В печати пьеса появилась в декабре 1824 года. После всех цензурных правок и сокращений в журнале «Русская Талия» напечатали отрывки из I и III актов. Полностью текст пьесы издали уже после смерти Грибоедова, в 1833 году, правда, все еще с купюрами. Последней авторизованной версией считается так называемый «Булгаринский список».
На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того – комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом – литературоведы насчитали 45 000 (!) рукописных копий по всей стране. Таким образом, комедия стала первым произведением, массово тиражировавшимся в «самиздате». Полностью и без купюр она была напечатана только через три десятка лет – в 1862 году.
Первую попытку поставить комедию на сцене предприняли в мае 1825 года студенты Петербургского театрального училища при участии самого Грибоедова, мечтавшего увидеть свою непроходную пьесу «хоть на домашней сцене» (с), на большую же комедию не пускали, считая «пасквилем на Москву» (с). Однако накануне представления спектакль был запрещен петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем , который счел, что пьесу, не одобренную цензурой, нельзя ставить. Следующую попытку предприняли в октябре 1827 года в Ереване в здании Сардарского дворца офицеры Кавказского корпуса, среди которых были и ссыльные декабристы. Театральный кружок был вскоре строго запрещен, поскольку повальное увлечение театром отвлекало офицеров от службы.
На большой сцене в профессиональной постановке Грибоедов при жизни своей комедии так и не увидел (в 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний автор погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками). Начиная с 1829 года, когда отрывок был поставлен в Большом театре, пьеса постепенно пробивала себе дорогу в театр – сперва отдельными сценами, которые игрались в интермедии-дивертисменте среди «декламаций, пения и плясок». Полностью «Горе от ума» было впервые представлено в Санкт-Петербурге в Александринском театре в 1831 году.
За исключением одного Белинского, в 1839 году написавшего разгромную критику на «Горе от ума», самобытность, талантливость и новаторство комедии ни у кого больше не вызывали сомнений. Что до политической подоплеки произведения, то ее, по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого все чаще стали сближать с декабристами; именно эта трактовка образа главного героя впоследствии воцарилась в советском литературоведении.
К 190-летию с момента постановки полной безкупюрной версии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» сотрудники сектора абонемента и редакция портала библиотеки подготовили онлайн-викторину, посвященную выдающемуся произведению.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете этот шедевр русской литературы?
В секторе абонемента (1 этаж, ауд. 132) читатели библиотеки смогут оформить домашний абонемент и получить понравившиеся книги на дом бесплатно из фонда «Пушкинки». Литература выдаётся сроком на 15 дней, а продлить издания можно удалённо по тел.: +7 (3812) 24-56-96 или написав сообщение в группе абонемента ВКонтакте.
Ждём вас в часы работы библиотеки.