Движение по правилам
Возрастная маркировка: 12+
В 2021 году исполняется 85 лет с момента образования службы ГАИ-ГИБДД (3 июля 1936 года). Работники Госавтоинспекции (ГАИ) всегда обеспечивали безопасность дорожного движения – боролись за снижение травматизма, убеждали пешеходов и водителей в необходимости соблюдать правила дорожного движения (ПДД) и заботились об удобстве передвижения. В этой статье мы расскажем о наиболее любопытных фактах из истории становления ГАИ-ГИБДД, развития ПДД и системы дорожных знаков, возникновении и использовании светофора.
Читайте также:
– «Дорожная безопасность: Водитель. Пассажир. Пешеход»
Правила дорожного движения – документ, который должны знать в первую очередь водители, а также другие участники движения. Цель их создания – безопасность. Ведь если бы все ездили как хотят, аварий было бы гораздо больше. Мировая история ПДД насчитывает более двух тысяч лет, а современный формат они начали приобретать век назад. В России первые попытки регулирования движения приписывают Петру I, действующий же сейчас документ соответствует большинству международных стандартов и даже опережает их по некоторым параметрам. Основой дорожных правил в большинстве стран является Конвенция, подписанная 8 ноября 1968 года на конференции ООН по дорожному движению в Вене. Тогда к ней присоединился и СССР. При этом в Стране Советов уже действовали единые правила дорожного движения, принятые на основе Женевской конвенции 1949 года. Первые всесоюзные ПДД были утверждены Приказом № 25 МВД СССР от 11 января 1960 года.
Правила дорожного движения появились задолго до создания самого транспорта. Ещё самые первые путники отмечали свой путь методом надлома веток деревьев, отметок на скалах или стволах, выделяли безопасную дорогу камнями. Следующим этапом стали особые придорожные сооружения, которые привлекали бы внимание и несли в себе полезную информацию о дороге или населенном пункте. Зачастую такими обозначителями становились скульптуры типа Половецкой бабы. С появлением письменности жизнь путешественников стала намного проще – они смогли оставлять на камнях надписи и пользоваться чужими «заметками». Первым же дорожным знакам мир обязан Древнему Риму, который устанавливал вдоль дорог мильные столбы, указывающие расстояние до Форума. В России все своды и указы, в том числе и дорожные, шли от царской семьи, отзвуки которых можно уловить и в современных ПДД.
Первые российские правила движения вышли из-под пера Ивана III, который упорядочил работу почтовых трактов, где меняли лошадей. Составленный свод указаний помог ускорить работу служащих и преодолевать огромные расстояния в большем комфорте. Эстафету принял Пётр I, который запретил быструю езду по столице, передвижение без возниц, битьё хлыстом… прохожих! А заодно установил чёткую методику маневрирования с правой стороны. В 1718 году появилось первое полицейское управление – аналог современного ГИБДД, отвечающего именно за дорожную безопасность. По существу Пётр I лишь ввёл запреты, Анна Иоановна же посчитала нужным наказывать возниц за их нарушение. Например, за «превышение скорости» штрафовали рублём, секли розгами, а многократных нарушителей ссылали на каторгу. Со временем правила ширились и дополнялись, пешеходы также получили собственные права и обязанности. К 1883 году была подготовлена первая настоящая инструкция, обладать которой обязаны были все городовые для регулирования движения.
Когда интенсивность движения увеличилась, возникла необходимость в особой профессии – регулировщике дорожного движения. И в 1908 году вышедший на петербуржскую дорогу полицейский с элегантным белым жезлом в руке приступил к своим обязанностям. Основных сигналов было мало, и выглядели они предельно простыми. Например, поднятый вверх жезл останавливал движение трамвайных вагоновожатых, автомобилистов и велосипедистов. К 1921-1922 годам жезлы приобрели насыщенный красный цвет, управляться с которым полицейские обязаны были согласно инструкции. В тот же период столица обзавелась и светофорами, которые оснащались поворачивающимися крыльями и управлялись вручную. К 1930-м годам их сменили непрактичные модели со своеобразными циферблатами, имеющими красные и зелёные сектора. Значения таких светофоров были непонятны и трудно различимы, поэтому конструкцию быстро вывели из эксплуатации, заменив дошедшими до наших дней вариантами.
Пётр I решил перенять римскую практику – по всем городам и весям вдоль проезжих частей установили верстовые столбы, которые аккуратно покрасили и сделали надписи о направлении движения. Первыми общепринятыми дорожными знаками стали знаки, разработанные в 1909 году Парижской международной Конвенцией. По сравнению с многообразием сегодняшних обозначений в начале XX века их было всего четыре, сообщающих о неровной дороге, опасном повороте, пересечении равнозначных дорог и переезде со шлагбаумом. Устанавливались они за 250 м до опасного участка, хотя наши соотечественники долгое время не обращали на них никакого внимания. Только к 1926 году, когда возникла потребность ещё в двух знаках, обозначающих обязательную остановку и неохраняемый железнодорожный переезд, были разработаны специальные технические условия на знаки. Кстати, обозначение пешеходного перехода в виде идущего человечка было придумано именно в СССР.
В 1931 году теперь уже Женевская конференция согласовала единую европейскую систему, знаки которой были основаны на символах. Все 26 знаков были разбиты по трём основным направления: предупреждающие, предписывающие и указывающие. На данный момент в России используются более 300 действующих дорожных знаков, регулирующих абсолютно все ситуации на дороге. Декретом от 1920 года о движении по Москве и её окрестностям Ленин ввёл ограничения по скоростному режиму. Теперь легковой транспорт мог передвигаться со скоростью 25 вёрст в час (26,67 км/ч), грузовой – 15 вёрст в час (16 км/ч), а в ночное время все автомобили не должны превышать режим в 10 вёрст в час (10,67 км/ч). В 1980 году с появлением большего количества транспорта, увеличением скоростей и ритма жизни режим передвижения изменили на 60 км/ч по городу для всех видов транспорта. Вне населённых пунктов для грузовиков допускался разгон до 70 км/ч, а для «легковушек» – до 90 км/ч. За почти 40 лет эти правила практически не изменились: по городам скорость осталась прежней, а за их пределами – транспорту, чья масса не превышает 3,5 т, допустимо двигаться со скоростью в 110 км/ч, с большей массой – 90 км/ч.
В книгах писателя Гиляровского можно прочесть о том, как пешеходы и повозки спешно разбегались с дороги, когда слышали особый звон колокольчиков. Таковыми были спецсигналы в дореволюционной России, устанавливаемые на пожарных и полицейских машинах, фельдъегерских тройках. Императорский автомобиль никаких знаков отличия не имел. Некоторые же министерские машины имели таблички синего цвета формата А4 с изображением короны – своеобразный аналог спецномеров. После революции колокола заменили пресловутой «крякалкой», выглядевшей как современная трубка с резинкой в руках футбольных болельщиков. У городских служб звук сигнала был одинаковым, представителям же власти полагался отличный тон. Зато в период «оттепели» разве что ленивый чиновник не имел «люстры» на своём автомобиле. В нарушение правил и самой конструкции автомобиля государственный транспорт оснащался фарами белого или жёлтого цвета, рамками вокруг номеров, разноцветными пропусками на лобовом стекле и, безусловно, сиренами. До 1987 в Союзе существовал уникальный зелёный цвет милицейской «мигалки» – его использовала замыкающая колонну служебная машина.
Ещё несколько фактов из истории ПДД:
-
В Великую Отечественную войну на службу в ГАИ призывали женщин. Они тоже регулировали движение, во время бомбёжек тушили пожары и спасали людей, боролись с мародерами и выявляли диверсантов. В светлое время суток регулировали движение с помощью жезла, в тёмное же это было проблематично.
-
В советское время правительство было чрезвычайно озабочено уровнем ДТП, и с целью снижения их количества ввело изучение правил во все школы и профтехучилища в качестве основного предмета. В старших группах детских садов стали проводить обучающие занятия и тематические слёты.
-
Движение в России могло бы стать левосторонним, если бы русские воины не отстояли страну перед натиском Наполеона. Привычное правостороннее перемещение сложилось на нашей родине само собой, потому что так было удобно. Во многих европейских странах путники передвигались тщательно вооружёнными, а так как правая рука должна была мгновенно выхватить меч, разумнее было идти по левой стороне дороги, поэтому в каждой захваченной стране победоносный император сразу менял правила дорожного движения.
Самый первый светофор изобрёл в XIX веке британец Джон Найт – специалист по дорожным семафорам. Светофор-первенец бы установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента и управлялся вручную, а в тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зелёного цвета. К сожалению, газовый фонарь взорвался. После этого о светофоре забыли почти на 50 лет – до 1910 года, когда Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую автоматическую систему светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека). 5 августа 1914 года в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных светофорных устройств. Он имел красный и зелёный фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.
На сегодняшний день светофор играет важную роль в регулировке дорожного движения. С его помощью устанавливается порядок на улицах: пешеходы могут спокойно переходить проезжую часть, а машины осуществляют движение по правилам и не стоят в пробках. Правила дорожного движения – это свод требований, регулирующий обязанности всех участников дорожного движения: водителей, пассажиров, пешеходов.
К Международному Дню светофора (5 августа) сотрудники зала патентно-технической документации «Пушкинки» подготовили занимательную онлайн-викторину «Дорожная безопасность: Водитель. Пассажир. Пешеход». Цифровая головоломка поможет заглянуть в историю безопасности на дороге, вспомнить дорожные знаки, разобрать «путевые» ситуации, дополнить и укрепить знания по Правилам дорожного движения.
Отметим, что ознакомиться с тематическими изданиями можно на одноимённой выставке, приуроченной к 85-летию со дня образования службы ГАИ-ГИБДД и Международному дню светофора. Вход свободный в часы работы библиотеки (2 этаж, ауд. 204 А).
Приятного просмотра и безопасного движения на дорогах!