Услышать целый мир эпохи барокко!

Возрастная маркировка: 12+

Омская «Пушкинка» приглашает интернет-пользователей совершить путешествие в безграничный мир музыки! Сотрудники сектора литературы по искусству подготовили виртуальную музыкальную гостиную «Шедевры старых мастеров», посвящённую инструментальной музыке эпохи барокко.

Инструментальная музыка возникла во времена глубокой древности, а потому неудивительно, что история её очень богата. Эпоха барокко вписала в неё одну из самых значительных и интересных глав. Инструментальная музыка эпохи барокко поражает разнообразием, даже пестротой жанров, инструментов и инструментальных составов. Несомненно, композиторы нового времени не отказались от достижений своих предшественников и, опираясь на них, достигли высочайших вершин. Так из прошлых веков в XVII столетие перешёл орган, произведения, созданные в то время для органа, покоряют серьёзностью и смелостью художественных замыслов, колоссальной экспрессией, богатством жанров и форм. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа писали также канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, пассакалии, хоральные прелюдии и другие пьесы.

 

В ту пору органисты обычно бывали и исполнителями на клавикорде и клавесине, тоже весьма популярных инструментах эпохи барокко. Но постепенно клавирная музыка всё больше отдалялась и от органной, и от лютневой. В клавирном репертуаре очень большое место занимали танцы и танцевальные циклы, получившие название сюита. Параллельно с сюитой появились и иные циклы – соната, концерт. Весьма распространённым в XVII столетии жанром была трио-соната для двух скрипок и виолы да гамба (предшественницы современной виолончели). По структуре к трио-сонате близок старинный концерт, но ему присуще соревновательное начало, выражающее само существо данного жанра. Произведение, в котором основная масса инструментов соревнуется с несколькими инструментами, называется большим концертом – concerto grosso в отличие от сольного концерта, где всему оркестру противостоит один инструмент.

Колоссальный вклад в развитие concerto grosso внёс талантливейший итальянский композитор, скрипач, дирижёр и педагог Арканджело Корелли. Корелли по праву считают основоположником итальянской скрипичной школы, а его творчество в целом – одной из вершин в музыкальном искусстве на рубеже XVII-XVIII столетий.

Творчество Корелли включает 2 основных жанра: сонаты и концерты. Жанр сонаты именно в творчестве Корелли сформировался в том виде, в каком он характерен для доклассической эпохи. Сонаты Корелли делятся на 2 группы: церковные и камерные. Они различаются как по исполнительскому составу (в церковной сонате аккомпанирует орган, в камерной – клавесин), так и по содержанию (церковная отличается строгостью и углублённостью содержания, камерная близка танцевальной сюите). Инструментальный состав, для которого сочинялись подобные сонаты, включал 2 мелодических голоса (2 скрипки) и аккомпанемент (орган, клавесин, viola da gamba). Поэтому их называют трио-сонатами.

Концерты Корелли также стали выдающимся явлением в этом жанре. Жанр concerto grosso существовал задолго до Корелли. Он был одним из предшественников симфонической музыки. Идеей жанра было своеобразное соревнование группы солирующих инструментов (в концертах Корелли эту роль выполняют 2 скрипки и виолончель) с оркестром: концерт, таким образом, строился как чередование solo и tutti. 12 концертов Корелли, написанные в последние годы жизни композитора, стали одной из самых ярких страниц в инструментальной музыке начала XVIII в. Они и сейчас являются едва ли не самым популярным произведением Корелли.

Один из крупнейших представителей эпохи барокко Антонио Вивальди вошёл в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.

Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трёх и четырёх скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д’амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них.

«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времён. Концерты этого цикла – это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определённой, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений.

Великая и мощная, будто вылитая из бронзы, выступает перед нами из глубины веков титаническая фигура Иоганна Себастьяна Баха. Потомки с благоговейным удивлением взирают на этого величайшего музыканта – композитора и органиста, кантора и педагога. Сложный мир запечатлён в баховской музыке. Она взывает к сочувствию, к сопереживанию, к состраданию и к соучастию в радости. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы.

Неувядаемая жизненность искусства Баха проявляется в его «Высокой мессе», «Магнификате», многочисленных кантатах (более 200), мотетах, хоралах, песнях. Темами композитору часто служили евангельские предания, сюжеты из Библии, старинные легенды. Непреходящую ценность представляет и инструментальная музыка Баха – 6 Бранденбургских концертов, 4 сюиты («увертюры»), для оркестра, концерты, сонаты, партиты для клавира, скрипки и других инструментов; множество органных сочинений (в том числе более 150 хораллов, прелюдий, токкат, фантазий, фуг, 4 концерта, 6 сонат и др). Выдающееся историческое и художественное значение имеет его знаменитый цикл «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг), утвердивший современный музыкальный строй.

Рядом с Иоганном Себастьяном Бахом высится ещё одна крупнейшая фигура музыкального барокко – Георг Фридрих Гендель. Оба гениальных композитора словно стоят на переломе двух эпох. Их творчество концентрирует в себе лучшие достижения предшествующего периода, образуя его вершину.

Гениальное дарование Генделя ярко проявилось в операх и особенно в ораториях, написанных преимущественно на исторические и библейские сюжеты. Его монументальные оратории «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» и другие – классический тип героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью и величием образов. По сей день популярны инструментальные произведения Генделя (сюиты для клавесина, сонаты, органные концерты, concerti grossi и другие). Любовью широкой публики пользуются также оркестровой сюиты «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка», предназначенные композитором для исполнения на открытом воздухе. Перу Генделя принадлежат также около 100 кантат, множество произведений для различных инструментальных составов, псалмы, песни и другие.

Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, художников, создавших поистине классические творения. Однако ни одно из искусств не могло сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубинному новаторству. Зарождение оперы, кантаты, оратории, интенсивное развитие инструментальной музыки – всё это свидетельствовало о начале новой эпохи в истории музыкального искусства.

Более подробно об удивительной эпохе барокко вы сможете прочитать в книгах из фонда главной библиотеки региона. А электронная публикация «Музыка барокко» познакомит с избранной библиографией по данной теме.

Напомним, что в группе Сектора литературы по искусству «ВКонтакте» вы первыми сможете узнать о новых творческих мастер-классах, а также о нотных и книжных новинках по искусству в библиотеке! А специалисты всегда ответят на ваши вопросы и помогут сориентироваться в фонде. Присоединяйтесь. 

Справки по тел.: +7 (3812) 21-29-31

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.