Услышать целый мир эпохи барокко!
Возрастная маркировка: 12+
Омская «Пушкинка» приглашает интернет-пользователей совершить путешествие в безграничный мир музыки! Сотрудники сектора литературы по искусству подготовили виртуальную музыкальную гостиную «Шедевры старых мастеров», посвящённую инструментальной музыке эпохи барокко.
Инструментальная музыка возникла во времена глубокой древности, а потому неудивительно, что история её очень богата. Эпоха барокко вписала в неё одну из самых значительных и интересных глав. Инструментальная музыка эпохи барокко поражает разнообразием, даже пестротой жанров, инструментов и инструментальных составов. Несомненно, композиторы нового времени не отказались от достижений своих предшественников и, опираясь на них, достигли высочайших вершин. Так из прошлых веков в XVII столетие перешёл орган, произведения, созданные в то время для органа, покоряют серьёзностью и смелостью художественных замыслов, колоссальной экспрессией, богатством жанров и форм. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа писали также канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, пассакалии, хоральные прелюдии и другие пьесы.
В ту пору органисты обычно бывали и исполнителями на клавикорде и клавесине, тоже весьма популярных инструментах эпохи барокко. Но постепенно клавирная музыка всё больше отдалялась и от органной, и от лютневой. В клавирном репертуаре очень большое место занимали танцы и танцевальные циклы, получившие название сюита. Параллельно с сюитой появились и иные циклы – соната, концерт. Весьма распространённым в XVII столетии жанром была трио-соната для двух скрипок и виолы да гамба (предшественницы современной виолончели). По структуре к трио-сонате близок старинный концерт, но ему присуще соревновательное начало, выражающее само существо данного жанра. Произведение, в котором основная масса инструментов соревнуется с несколькими инструментами, называется большим концертом – concerto grosso в отличие от сольного концерта, где всему оркестру противостоит один инструмент.
Колоссальный вклад в развитие concerto grosso внёс талантливейший итальянский композитор, скрипач, дирижёр и педагог Арканджело Корелли. Корелли по праву считают основоположником итальянской скрипичной школы, а его творчество в целом – одной из вершин в музыкальном искусстве на рубеже XVII-XVIII столетий.
Творчество Корелли включает 2 основных жанра: сонаты и концерты. Жанр сонаты именно в творчестве Корелли сформировался в том виде, в каком он характерен для доклассической эпохи. Сонаты Корелли делятся на 2 группы: церковные и камерные. Они различаются как по исполнительскому составу (в церковной сонате аккомпанирует орган, в камерной – клавесин), так и по содержанию (церковная отличается строгостью и углублённостью содержания, камерная близка танцевальной сюите). Инструментальный состав, для которого сочинялись подобные сонаты, включал 2 мелодических голоса (2 скрипки) и аккомпанемент (орган, клавесин, viola da gamba). Поэтому их называют трио-сонатами.
Концерты Корелли также стали выдающимся явлением в этом жанре. Жанр concerto grosso существовал задолго до Корелли. Он был одним из предшественников симфонической музыки. Идеей жанра было своеобразное соревнование группы солирующих инструментов (в концертах Корелли эту роль выполняют 2 скрипки и виолончель) с оркестром: концерт, таким образом, строился как чередование solo и tutti. 12 концертов Корелли, написанные в последние годы жизни композитора, стали одной из самых ярких страниц в инструментальной музыке начала XVIII в. Они и сейчас являются едва ли не самым популярным произведением Корелли.
Один из крупнейших представителей эпохи барокко Антонио Вивальди вошёл в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.
Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трёх и четырёх скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д’амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них.
«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времён. Концерты этого цикла – это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определённой, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений.
Великая и мощная, будто вылитая из бронзы, выступает перед нами из глубины веков титаническая фигура Иоганна Себастьяна Баха. Потомки с благоговейным удивлением взирают на этого величайшего музыканта – композитора и органиста, кантора и педагога. Сложный мир запечатлён в баховской музыке. Она взывает к сочувствию, к сопереживанию, к состраданию и к соучастию в радости. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы.
Неувядаемая жизненность искусства Баха проявляется в его «Высокой мессе», «Магнификате», многочисленных кантатах (более 200), мотетах, хоралах, песнях. Темами композитору часто служили евангельские предания, сюжеты из Библии, старинные легенды. Непреходящую ценность представляет и инструментальная музыка Баха – 6 Бранденбургских концертов, 4 сюиты («увертюры»), для оркестра, концерты, сонаты, партиты для клавира, скрипки и других инструментов; множество органных сочинений (в том числе более 150 хораллов, прелюдий, токкат, фантазий, фуг, 4 концерта, 6 сонат и др). Выдающееся историческое и художественное значение имеет его знаменитый цикл «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг), утвердивший современный музыкальный строй.
Рядом с Иоганном Себастьяном Бахом высится ещё одна крупнейшая фигура музыкального барокко – Георг Фридрих Гендель. Оба гениальных композитора словно стоят на переломе двух эпох. Их творчество концентрирует в себе лучшие достижения предшествующего периода, образуя его вершину.
Гениальное дарование Генделя ярко проявилось в операх и особенно в ораториях, написанных преимущественно на исторические и библейские сюжеты. Его монументальные оратории «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» и другие – классический тип героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью и величием образов. По сей день популярны инструментальные произведения Генделя (сюиты для клавесина, сонаты, органные концерты, concerti grossi и другие). Любовью широкой публики пользуются также оркестровой сюиты «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка», предназначенные композитором для исполнения на открытом воздухе. Перу Генделя принадлежат также около 100 кантат, множество произведений для различных инструментальных составов, псалмы, песни и другие.
Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, художников, создавших поистине классические творения. Однако ни одно из искусств не могло сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубинному новаторству. Зарождение оперы, кантаты, оратории, интенсивное развитие инструментальной музыки – всё это свидетельствовало о начале новой эпохи в истории музыкального искусства.
Более подробно об удивительной эпохе барокко вы сможете прочитать в книгах из фонда главной библиотеки региона. А электронная публикация «Музыка барокко» познакомит с избранной библиографией по данной теме.
Напомним, что в группе Сектора литературы по искусству «ВКонтакте» вы первыми сможете узнать о новых творческих мастер-классах, а также о нотных и книжных новинках по искусству в библиотеке! А специалисты всегда ответят на ваши вопросы и помогут сориентироваться в фонде. Присоединяйтесь.
Справки по тел.: +7 (3812) 21-29-31