Актриса Омской драмы Татьяна Филоненко: «Я попала в театр, в который попасть было совершенно невозможно»

Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина запустила культурно-просветительский проект «Жизнь моя – ТЕАТР». На протяжении всего Года театра в «Пушкинке» пройдут творческие встречи с артистами и режиссёрами известных омских театров.

Татьяна Филоненко / © Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Первым гостем проекта «Жизнь моя – ТЕАТР» стала Заслуженная артистка РФ Татьяна Филоненко. 30 января в конференц-зале главной библиотеки Омского региона состоялась творческая встреча с актрисой Омской драмыПодробный фоторепортаж события можно посмотреть по ссылке. Для тех, кому не удалось побывать на встрече с Татьяной Филоненко, доступна видеозапись прямой трансляции события.

Татьяна Филоненко служит в Омском государственном академическом театре драмы с 1977 года. Кроме Омской драмы в жизни артистки есть ещё один театр – «Театр живописи», созданный ею и её мужем Заслуженным деятелем культуры Омской области Николаем Михалевским в 2003 году.

Портал Министерства культуры Омской области «Культура55» посетил встречу с Татьяной Филоненко. Актриса рассказала о своём непростом детстве, вспомнила интересные факты из своей творческой биографии и пригласила всех собравшихся в «Театр живописи» своего любимого супруга Николая Михалевского. Редакция портала выбрала самые интересные цитаты и рассказы Татьяны Филоненко и собрала их в один материал.

Детство

Я коренная омичка. Родилась и выросла в Омске и покидала родной город только на четыре года, пока училась в Новосибирском театральном училище.

Кто вернулся с войны, не все находили себя в этой жизни, и действительно было поколение, что там говорить, пьющих людей. Людей, переживших войну, этот стресс. Отец прошёл войну, и мама в госпиталях на Дальнем востоке все четыре года старшей хирургической сестрой была. Отношения у мамы с отцом были не простые.

Маме пришлось в мои два месяца выйти на работу. Она работала фельдшером-акушером. Жили мы на правом берегу Иртыша, мамин здравпункт на Левом берегу. И мама со мной двухмесячной летела на подножке, переезжая мост через реку. Сложное было время для мамы.

Потом мы оказались с мамой на улице. Поменяли несколько квартир. Зимой в снег, в дождь таскали воду на коромыслах, дрова, уголь. Я была очень стеснительной девочкой от того, что вечно были мокрые ноги – я не умела воду таскать на коромыслах и всё время вода заплёскивалась из вёдер в валенки. Стеснялась от того, что особо не во что было одеться.

Девчонки-одноклассницы крутили романы. На меня, может по моей бедности, никто особо и внимания не обращал. А из-за того, что мы жили с мамой на макаронах и хлебе, я была очень плотная девочка, взбитенькая. Но при этом я была пластичной и мечтала учиться играть на фортепьяно. Но где мама могла его купить? И она купила домру за семь рублей с рук,

страшненькую, я очень стыдилась этой домры. Ходила немножко в музыкалку, освоила азы музыкальной грамоты, а потом прятала домру в снег, в валенки надевала чешки и бежала в танцевальный кружок.

Рубль до получки – но ведь новый фильм вышел, надо идти. Проживём? Проживём! И идём. Мама мне покупает коржик за 7 копеек, газировку с сиропом, в общем шикуем. А потом 2-3 дня живём на то, что осталось в столе.

© Фото Анна Шестакова / Министерство культуры Омской области

ТЮЗ, школа, училище

Я после школы бежала в ТЮЗ, все выходные там проводила.

Учась в 8-м классе, я познакомилась с замечательной девочкой, которая была увлечена ТЮЗом и была влюблена в замечательного актёра. И она меня привела в ТЮЗовский клуб любителей театра «Бригантина». У нас были встречи с актёрами, мы учились писать рецензии, разбирать спектакли и, конечно, дежурили на спектаклях. Так началось моё увлечение театром, безумное, оно вытеснило всё.

В ТЮЗе была замечательная актриса Валентина Устимович. Они с мужем пришли на спектакль в клуб в ДК Лобкова, где я играла Весну в «Снегурочке» Островского. И они одобрили мой выбор поступать на актёрское.

Валентина Устимович с мужем, солистом омской филармонии, стали откладывать с каждой зарплаты по 5 рублей на моё обучение. На обучение конечно, в Москве, только там и в Ленинграде можно было получить высшее образование актёра.

У меня сразу душа не лежала к Москве, не хотелось отрываться от дома, от мамы. Меня больше тянуло в Новосибирск. Не буду долго рассказывать, то так получилось, что я сошла с третьего тура в ГИТИСе. Совершенно спокойно вернулась домой и уже собиралась устраиваться в филармонию ведущей. Только, опять же с Устимович и её мужем, решали, где найти денег и сшить мне красивое платье.

Молодой человек, с которым мы вместе занимались в кружке, рассказал, что в Новосибирском театральном училище перенесли вступительные экзамен на месяц вперед. В одну ночь мы сели в поезд, приехали. Я поняла, что это мой город, что я могу часто ездить к маме. Я легко поступила, с красным дипломом окончила и была приглашена в Омский театр драмы.

Татьяна Филоненко / © Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Театр драмы

Когда я только пришла на сцену, Народный артист РФ Валерий Алексеев отработал в омской драме как раз десять лет. И он сказал: «Будет сложно первые десять лет, потом будет легче». Сейчас я уже 40 лет, а он 50 лет на сцене и теперь он говорит молодым артистам: «Трудно только первые 50 лет на сцене».

Я попала в театр, в который попасть было совершенно невозможно. Мечта! Сказка! Я очень любила подходить к нему, ночью, когда он был освещён. Трепет был необыкновенный. Когда я не занята в спектаклях, но иду смотреть на своих коллег, у меня возвращается то самое трепетное чувство. Я иду в зрительный зал и забываю, что я что-то знаю и понимаю про театр.

Плёнка не может выразить атмосферу спектакля вживую. Одно дело, когда ты работаешь на 600 человек, чтобы тебя было видно, слышно, чтобы всё было объемно, ярко, с характером. А когда, например, идёт трансляция со спектакля и смотришь потом её на плёнке – видишь наигрыш, грим явный, приклеенные усы актёра. Потерь очень много.

Был творческий вечер Татьяны Ожиговой в Доме актёра. И тут она начала петь песню из спектакля. Спела первый куплет, потом останавливается и говорит «К сожалению, жизнь идёт. Роль свою я передаю нашей молодой актрисе Татьяне Филоненко», вызывает меня из зала, второй куплет пою я, третий поём вместе. Вот с этого началась наша духовная дружба.

Татьяна Ожигова всю жизнь мечтала сыграть Раневскую из «Вишнёвого сада». Репетиции были мучительные, трудные, режиссёр часто уходил в депрессию. Девять месяцев мы мучили этот спектакль, прежде чем сыграть. Отыграли премьеру, приехали критики. А Ожиговой уже поставили страшный диагноз, носом и горлом у неё кровь шла…. И вот второй показ «Вишневого сада», 5 ноября 1988 год. Татьяна утром прилетела от мужа Николая Чиндяйкина из Москвы, он там учился, а вечером уже показ. Мы не доиграли 10 минут до финала… На сцену она больше не вернулась.

© Фото Анна Шестакова / Министерство культуры Омской области

Правила жизни от Татьяны Филоненко

Я позднее послевоенное дитя.

Если в начале жизни много трудностей, сложностей, испытаний даёт тебе судьба, то потом, если ты их проходишь достойно, жизнь тебя вознаграждает подарками. А у кого, наоборот, вначале всё лучезарно, жизнь будто уравновешивает судьбу человеческую.

Так получилось, что в театре я всё время дружила с актёрами старшего поколения. Все наши праздники, на гастролях, домашние застолья, дни рождения – моими подружками всегда были наши замечательные большие актрисы.

В чём грусть нашей профессии? Спектакли умирают.

В Новосибирске я встретила свою судьбу, Николая Михалевского. Как сели мы с ним в 17 лет за одну парту, так 45 лет вместе. Нас связывает дом, дети, внуки, но прежде всего совместное творчество.

Рядом с нами был детский дом. Многих девочек я забирала к себе на выходные. И эта тема сиротства при живых родителях вошла в меня глубокой скорбной нотой на всю жизнь.

У нас дома стояло только радио, стоило 50 копеек в месяц. И я нигде не могла слышать песни бардов. И только в театре впервые услышала Визбора, Окуджавы, Лялечкина, Кукина.

Первые туфли на каблуках я надела в театре. Забирала туфли домой и училась ходить на шпилечках. До 77-года никогда каблуков не носила.

У писателя остаются книгиу композиторов ноты, у художников картины. А в театре – только пока мы живы.

С уходом спектакля и актёра остаются только фотографии и воспоминания в памяти зрителей.

Татьяна Филоненко / © Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Татьяна Филоненко служит в Омском государственном академическом театре драмы с 1977 года. Сегодня работы известной и талантливой актрисы Татьяны Филоненко можно увидеть в спектаклях «Время секонд хэнд», «Три товарища», «Искупление», «На чемоданах» и других. Кроме Омской драмы в жизни артистки есть ещё один театр – «Театр живописи», созданный ею и её мужем, Заслуженным деятелем культуры Омской области Николаем Михалевским, в 2003 году. О последней премьере «Театра живописи» можно прочитать здесь  – спектакль «Эдгара Дега».

По материалам информационного портала Министерства культуры Омской области «Культура55»
Автор: Ирина Чернышева. Фото и дизайн иллюстрации: Анна Шестакова

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.