Новости Новости библиотеки Архив новостей 2021 г.

Ловцы ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Возрастная маркировка: 12+

Импрессионизм – это влиятельное, масштабное, переломное направление живописи, возникшее во Франции в последней трети XIX века. Нередко историю искусства делят на периоды до и после него. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. Сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, но для современников идеи художников-новаторов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи. 

Читайте также:
 Установка на достоверность
– Эпоха подкаст-просвещения
– У «ПУШКИНКИ» появится «КНИЖНЫЙ АГЕНТ»!

Движение импрессионистов внесло самые большие новшества со времен Ренессанса. Чувство, которое рождает пейзажи и портреты этого стиля, можно определить одним словом – оптимизм. Ни в одном другом направлении свет и цвет не достигали такой интенсивности, как в импрессионизме. Это живопись впечатления, мгновения, выхваченного из монотонности будней. Это течение сравнимо с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Суть творческого метода – в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях воздух, тени, свет. Художник пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия. Это ощущение подчеркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости; жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов – исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен. Пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. 

Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принес в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьет в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную четкость. Живописцы-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура – полураствориться в пелене тумана или дождя. 

Материалы по теме:
– БЛАГОРОДНАЯ форма ИСКУССТВА
– Амбиции Братства Прерафаэлитов

– От Ренессанса к Классицизму
– Теперь Омскую «Пушкинку» можно… СЛУШАТЬ!

Что такое импрессионизм? Это нечто большее, чем стиль. Философия, идейная позиция, набор художественных методов, течение, охватившее разные области культуры. Дело было не только в том, что импрессионисты стали писать картины с определенными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен. Художники отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что черную краску практически не использовали, создавая темные зоны за счет визуальных эффектов). Поэтому на эти произведения нужно смотреть с определенного расстояния. 

Сегодня мы публикуем пятый эпизод подкаста «Пушкинки» – «Академия живописи. Импрессионизм», подготовленный сотрудниками сектора литературы по искусству. Пропустили предыдущие выпуски? Вы можете послушать их – ЗДЕСЬ

Слушайте подкаст главной библиотеки региона в любой точке мира и в удобное для вас время! Мы есть ВКонтакте, на Яндекс.Музыке и Anchor. Выпуски можно будет послушать и на других подкаст-площадках (перечень пополняется). Список литературы, представленной в новом эпизоде, вы найдете ниже или перейдя – по ССЫЛКЕ.

Отметим, что изданий по изобразительному искусству в фонде библиотеки множество: это исследования, монографии, биографии выдающихся художников, иллюстрированные альбомы по истории живописи, энциклопедии, художественные открытки с репродукциями. И чтобы помочь Вам разобраться во всем этом богатстве и многообразии, сотрудники сектора литературы по искусству создали подкаст «Академия живописи», где будут рассказывать коротко, но eмко о наиболее интересных изданиях в этом жанре.

Слушать эпизод!

 

 Насколько хорошо вы разбираетесь в ИМПРЕССИОНИЗМЕ? 

Предлагаем проверить свои знания с помощью ОНЛАЙН-ВИКТОРИНЫ «Академия живописи». 

  1. Импрессионизм: основоположники и последователи / Михаил Герман.  Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017.  351 с.

  2. Импрессионизм: Новые пути в искусстве / Ян Баррас Хилл ; Пер. и науч. ред.: В. Н. Тяжелов.  М. : Арт-Родник, 1998.  200 с.

  3. Моне, Ренуар, Дега: герои импрессионизма / Громова Е. В., Торопыгина М. Ю., Аксенюк О. Н.  Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015.  299 с.

  4. Альфред Сислей: альбом Москва : Белый город : Воскресный день, 2017.  24 с.

  5. Эдгар Дега: альбом / Аксенюк О. Н.  Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011.  71 с.

  6. Эдгар Дега, 1834-1917 / Бернд Гров ; пер. с англ. Н. А. Поздняковой.  М. : АРТ-Родник, 2004.  96 с.

  7. Ренуар: альбом / Торопыгина М. Ю.  Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.  127 с.

  8. Эдуард Мане / авт. текста Лилия Байрамова.  М. : Белый город, 2005.  47 с.

  9. Мане: Альбом / Текст Д. Николетти ; Пер. с итал. Т. Васеевой ; Отв. ред. Н.  Надольская.  М. : Белый город, 2000.  63 с.

  10. Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии / Росс Кинг ; пер. с англ. А. Глебовской, А. Захаревич.  Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2018.  494 с.

  11. Моне / Фьорелла Никозия ; пер. с итал. А. Подпятников.  Харьков ; Белгород : Клуб семейного досуга, 2010.  159 с.

  12. Камиль Писсарро / авт. текста Лилия Байрамова.  Москва : Белый город, 2005.  47 с.

   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.