Новости → Новости библиотеки → Архив новостей 2021 г.
Ловцы ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Возрастная маркировка: 12+
Импрессионизм – это влиятельное, масштабное, переломное направление живописи, возникшее во Франции в последней трети XIX века. Нередко историю искусства делят на периоды до и после него. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. Сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, но для современников идеи художников-новаторов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Читайте также:
– Установка на достоверность
– Эпоха подкаст-просвещения
– У «ПУШКИНКИ» появится «КНИЖНЫЙ АГЕНТ»!
Движение импрессионистов внесло самые большие новшества со времен Ренессанса. Чувство, которое рождает пейзажи и портреты этого стиля, можно определить одним словом – оптимизм. Ни в одном другом направлении свет и цвет не достигали такой интенсивности, как в импрессионизме. Это живопись впечатления, мгновения, выхваченного из монотонности будней. Это течение сравнимо с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Суть творческого метода – в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях воздух, тени, свет. Художник пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия. Это ощущение подчеркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости; жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов – исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен. Пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов.
Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принес в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьет в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную четкость. Живописцы-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура – полураствориться в пелене тумана или дождя.
Материалы по теме:
– БЛАГОРОДНАЯ форма ИСКУССТВА
– Амбиции Братства Прерафаэлитов
– От Ренессанса к Классицизму
– Теперь Омскую «Пушкинку» можно… СЛУШАТЬ!
Что такое импрессионизм? Это нечто большее, чем стиль. Философия, идейная позиция, набор художественных методов, течение, охватившее разные области культуры. Дело было не только в том, что импрессионисты стали писать картины с определенными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен. Художники отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что черную краску практически не использовали, создавая темные зоны за счет визуальных эффектов). Поэтому на эти произведения нужно смотреть с определенного расстояния.
Сегодня мы публикуем пятый эпизод подкаста «Пушкинки» – «Академия живописи. Импрессионизм», подготовленный сотрудниками сектора литературы по искусству. Пропустили предыдущие выпуски? Вы можете послушать их – ЗДЕСЬ.
Слушайте подкаст главной библиотеки региона в любой точке мира и в удобное для вас время! Мы есть ВКонтакте, на Яндекс.Музыке и Anchor. Выпуски можно будет послушать и на других подкаст-площадках (перечень пополняется). Список литературы, представленной в новом эпизоде, вы найдете ниже или перейдя – по ССЫЛКЕ.
Отметим, что изданий по изобразительному искусству в фонде библиотеки множество: это исследования, монографии, биографии выдающихся художников, иллюстрированные альбомы по истории живописи, энциклопедии, художественные открытки с репродукциями. И чтобы помочь Вам разобраться во всем этом богатстве и многообразии, сотрудники сектора литературы по искусству создали подкаст «Академия живописи», где будут рассказывать коротко, но eмко о наиболее интересных изданиях в этом жанре.
Слушать эпизод!
Насколько хорошо вы разбираетесь в ИМПРЕССИОНИЗМЕ?
Предлагаем проверить свои знания с помощью ОНЛАЙН-ВИКТОРИНЫ «Академия живописи».
Книги, представленные в подкасте
-
Импрессионизм: основоположники и последователи / Михаил Герман. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017. – 351 с.
-
Импрессионизм: Новые пути в искусстве / Ян Баррас Хилл ; Пер. и науч. ред.: В. Н. Тяжелов. – М. : Арт-Родник, 1998. – 200 с.
-
Моне, Ренуар, Дега: герои импрессионизма / Громова Е. В., Торопыгина М. Ю., Аксенюк О. Н. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 299 с.
-
Альфред Сислей: альбом. – Москва : Белый город : Воскресный день, 2017. – 24 с.
-
Эдгар Дега: альбом / Аксенюк О. Н. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 71 с.
-
Эдгар Дега, 1834-1917 / Бернд Гров ; пер. с англ. Н. А. Поздняковой. – М. : АРТ-Родник, 2004. – 96 с.
-
Ренуар: альбом / Торопыгина М. Ю. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 127 с.
-
Эдуард Мане / авт. текста Лилия Байрамова. – М. : Белый город, 2005. – 47 с.
-
Мане: Альбом / Текст Д. Николетти ; Пер. с итал. Т. Васеевой ; Отв. ред. Н. Надольская. – М. : Белый город, 2000. – 63 с.
-
Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии / Росс Кинг ; пер. с англ. А. Глебовской, А. Захаревич. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2018. – 494 с.
-
Моне / Фьорелла Никозия ; пер. с итал. А. Подпятников. – Харьков ; Белгород : Клуб семейного досуга, 2010. – 159 с.
-
Камиль Писсарро / авт. текста Лилия Байрамова. – Москва : Белый город, 2005. – 47 с.