Раздел: Новости Выставки

Выставочный проект «Война глазами художника книги»: к Году Памяти и Славы в России

13.01 - 20.05

К Году Памяти и Славы в России
Выставочный проект «Война глазами художника книги»

Возрастная маркировка: 12+

В читальном зале сектора редких книг (3 этаж, ауд. 313) открылась выставка «Война глазами художника книги», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945). В экспозиции представлены 57 редких и ценных изданий из фонда отдела «Центр книжных памятников».

Главная цель выставочного проекта – познакомить омичей с творчеством писателей и художников, участников Великой Отечественной войны, чей духовный опыт свидетельствует о тайных силах человеческой души, благодаря которым ужас кровавой оборонительной войны сменился твёрдой поступью наступательного шествия воина-победителя. Мы обратились к книгам «Золотого фонда» художественных произведений о войне, которые включены в обязательный круг чтения учащихся.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Следуя хронологическому принципу расположения материала, экспозиция открывается с книг поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в свет в 1942 году. На выставке представлены омские экземпляры «Василия Тёркина» 1944 (и 1945 (Чкалов) гг., а также первое издание полной редакции поэмы 1946 года с рис. О. Верейского (Военное изд-во Министерства Вооруженных сил СССР, 1946. 237 с.). Твардовский сообщал в письмах к жене (1942-1943): «Стал писать нечто лирическое о войне. Не знаю, что получится, но пишется в полную охоту. Не думаю, куда это и для чего, не связываю ни с какими намерениями и надеждами. Пишу потому, что пишется, потому, что ненавижу всеми силами души фальшь и мерзость газетного сегодняшнего стихотворения, и чувствую, что если до войны я ещё был способен что-то подобное фальшивое петь, то сейчас – нет. /…/ Трудно отвлечься от реальной гигантской картины войны, несущей нам очень мало весёлого, отвлечься и вызвать свой особый мир, в котором всё это так или иначе должно быть облегчено, вернее – облагорожено. /…/ Основное ощущение войны, что она уже стала нормальностью для людей, /…/ что она утратила всякую романтику. И люди /…/ не мельтешат уже, не позируют, не увлекаются, а делают, тянут…».

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

На выставке представлены лучшие издания «Василия Тёркина» с иллюстрациями художников-фронтовиков: Ореста Георгиевича Верейского (1950, 1973, 1988), Анатолия Андреевича Горпенко (образ Тёркина на обложке в изд. 1952 г.), Ивана Львовича Бруни (М.: Сов. Писатель, 1959), Юрия Михайловича Непринцева (картина «Отдых после боя. Василий Тёркин» на фронтисписе в изд. 1953 г.), Аркадия Михайловича Калчанова (М.: Сов. Россия, 1980). Замечательные иллюстрации были созданы художниками, чьё детство пришлось на военные годы. Благодаря Сергею Алексанровичу Алимову мы обрели новый образ молодого Тёркина, выполненного в традиции русского лубка (М.: Современник, 1976). В 1985 г. Владимир Леонидович Гальдяев таланливо оформилёподарочное издание «Василия Тёркина».

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

За А. Твардовским следуют издания повести А. А. Бека «Волоколамское шоссе», написанной в 1942-1943 годах. В Омской областной библиотеке сохранился экземпляр первой публикации повести в журнале «Знамя» (1943 №5-6). Василь Быков в 1985 году вспоминал: «Больше всего и навсегда запомнилось из прочитанного в годы войны «Волоколамское шоссе» Александра Бека, это поистине удивительное произведение, по существу очерк, списанный с действительных лиц на поле боя, с конкретной обстановки. В этом очерке – жизнь, война, настоящие, а не придуманные характеры и проблемы и, что самое важное, подлинная атмосфера того времени, полная драматизма и тревоги, когда враг был под Москвой, а вся война лежала в тумане неизвестности, и победа была так далеко…». Удивительны иллюстрации к повести «Волоколамское шоссе» художника-фронтовика Михаила Захарьевича Рудакова (М.: Сов. Писатель, 1970). В них проявляется война как ужас изуродованного мира, как энергия звериного нечеловеческого порыва, как надломленность жизни, как героизм над бездной катастрофы. Жаль, что столь пронзительные по звучанию иллюстрации, были плохого качества полиграфического исполнения. Свою интонацию имеют иллюстрации Анатолия Ивановича Зыкова (М.: Молодая гвардия, 1957; 1964). Художнику удалось воссоздать портреты командиров, в их ликах проявляется интеллект, образованность, подтянутость кадровых офицеров, они обретают в битвах под Москвой опыт победоносной оборонительной войны. Из серии «Военная библиотека школьника» представлено издание 1982 г. с живописным иллюстрированным форзацем, выполненным художником Юрием Соломоновичем Гершковичем.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

За «Волоколамским шоссе» следуют издания отрывков из романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину». Работа над романом велась в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения. В Омской областной библиотеке сохранились первые публикации романа 1943, 1944, 1945, 1969 годов. Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны – отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова. Шолохов показал психологию мирного человека, ставшего вдруг солдатом. Он свидетельствовал, как в процессе испытаний характер человека кристаллизируется – не окаменевает, но отвердевает.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

На выставке представлены подарочные издания с иллюстрациями Юрия Петровича Реброва (1959, 1980, 1985). В 1959 году Ю. П. Ребров выполнил рисунки к главам из романа «Они сражались за Родину». Второй вариант серии рисунков к главам романа вошёл в подарочное издание книги к 50-летию Победы. Удивительны иллюстрированные шмуцтитулы и суперобложка, выполненные Борисом Александровичем Алимовым, в изданиях 1985, 1986 гг. (М.: «Современник»), они передают напряжение тяжести солдатской доли, мужество на грани отчаяния и крика. В экспозиции представлены издания с рисунками О. Верейского, П. Ф. Судакова, П. Н. Пинкисевича, И. М. Година.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Выставочный проект «Война глазами художника книги» каждый месяц будет обновляться согласно хронологии публикаций произведений «Золотого фонда» военной прозы и поэзии (в течение 2020 года, пройдя путь от А. Твардовского до В. Астафьева («Прокляты и убиты»)). Уже в феврале омичи и гости главной библиотеки региона увидят лучшие иллюстрированные издания О. Берггольц, В. Катаева, В. Некрасова, Н. Полевого, А. Фадеева, Э. Казакевича, А. Гончара.

Каждое мирное десятилетие после войны наполнялось новыми текстами о войне. К опыту войны должны были присоединиться годы раздумий и размышлений. Писатели-фронтовики в 60-е, 70-е, 80-е, 90- е гг. XX века обретали ту дистанцию «дали», которая позволяла проговаривать то, что невозможно было в годы войны, что лежало за гранью безмолвия. Мы сегодня живём в мире, когда художественный мир писателей, поэтов, художников фронтовиков обрёл свои конечные пределы. Мы ответственны за то, какая структура памяти о войне будет заложена в культурной жизни России.  

Все представленные на выставке иллюстрированные издания о войне являют лучшие традиции искусства русской книги, в главной библиотеке Омского региона они хранятся в фонде редких книг.

Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой в часы работы библиотеки (с 10:00 до 18:00, выходной – пятница). Вход свободный.

Справки по тел.: +7 (3812) 24-26-05

Где: Читальный зал сектора редких книг, 3 этаж (ауд. 313)

Поделиться: