Скульптурный экслибрис

Здание Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина – одно из уникальных сооружений города Омска. По праву его считают «жемчужиной Омской области». Чёрное и белое – классика графического жанра. Это здание представляет собой интересный микс архитектуры и скульптуры. Работая на контрасте форм и цвета, авторам проекта удалось добиться величественной строгости и некой авангардности в архитектурно-скульптурном ансамбле главной библиотеки города.

© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

Однако же не раз каждый из нас, проходя периодически мимо здания Пушкинской библиотеки, поражался величием этого архитектурного шедевра. Но в то же время наверняка невольно возникал немой вопрос: что же за идея лежит в основе проективания фасада этого здания, что хотел сказать скульптор своим произведением? Ответ на самом деле уводит нас на много десятков лет назад, в период, когда впервые поступило предложение построить для библиотеки новый «дом»…

…Первое решение на государственном уровне по этому поводу было принято в 1939-му году, когда было вынесено решение о первом финансировании проектно-сметных работ. Но война заставила отодвинуть возможность строительства библиотеки на долгое время. Только в 1970-х годах вновь был поднят вопрос о начале проектных разработок…

После серии конкурсов 1975 года одни за другими создавались коллективы архитекторов. Многие хотели оставить свой след в библиотеке, но… время шло, а дело так и не сдвигалось с мёртвой точки. Лишь в начале 1980-х гг. под руководством главного архитектора проекта Г. И. Нарицыной коллективом авторов был создан проект, утвержденный Советом Министров республики.

© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

В это время студент Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной Василий Трохимчук после плодотворного академического отпуска был принят для продолжения учёбы в мастерскую В. Л. Рыбалко. Туда приехал тогдашний председатель Омской организации Союза художников С. К. Белов и предложил нескольким будущим монументалистам посетить Омск и выбрать объекты для своих дипломных работ… Откликнулся и В. Трохимчук, выбрав для себя проект Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, впоследствии навсегда связавший его имя с Омском…

«Открывавшаяся возможность «приложить руки» к библиотеке была головокружительной», – вспоминал позже скульптор в одном из интервью для очередного номера газеты «Вечерний Омск».

Диплом, включавший в себя пять фигур великих деятелей культуры под общим названием «Познание» и проект рельефа для бокового фасада, был блестяще защищён в 1982 году, после чего скульптора направили на Омский художественно-производственный комбинат. Несмотря на завершённый дипломный проект, строительство библиотеки затягивалось.

© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

За то время, пока решался вопрос о продолжении строительства здания библиотеки, В. Трохимчук успел сделать несколько значимых скульптурных работ, вошедших в историю города Омска.

В 1987 году строительство нового здания государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина возобновилось. В. Трохимчук вновь обратился к своей дипломной работе, в которой необходимо было внести некоторые коррективы в связи с изменяющимся архитектурным обликом здания. Увеличение объёма работ потребовало усилий целого коллектива, тогда к проекту подключились М. М. Ершов, Л. Я. Колибаба, В. И. Еремин. Совместно была разработана композиция фасада библиотеки, на котором должны были разместиться уже не пять, а восемь фигур великих деятелей русской культуры, каждая высотой 3,5 метра.

Все восемь фигур, по замыслу В. Трохимчука, – «сгустки созидательной энергии в разных сферах человеческой деятельности». Они как бы олицетворяют тысячелетнюю историю России, представленную выдающимися деятелями своей эпохи: Ярославом Мудрым – основателем русской государственности, Сергием Радонежским – символом духовного начала, Андреем Рублёвым, символизирующим гармоничное отражение мира и строя мысли в живописи. Образ Н. М. Карамзина символизирует историю как итог прошлого и предпосылку будущего. О расцвете российской науки, искусства, технического прогресса свидетельствуют скульптуры М. В. Ломоносова, М. И. Глинки, К. Э. Циолковского. Центральной фигурой скульптурного пантеона стал образ великого поэта России А. С. Пушкина.

© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

Однако это предложение вызвало множество вопросов с разных сторон: почему восемь, почему именно эти, а не другие, почему нет омичей и т. д. Ценой больших нервных затрат автору удалось отстоять своё предложение.

Как позже вспоминал скульптор в своём интервью для газеты «Вечерний Омск» от 24 октября 1992 года, «…за эти годы пришлось пережить много драматических моментов. Был даже период, когда едва не приняли решение вообще убрать скульптурный ряд как таковой. Однако меня поддержали архитекторы…».

Изготовление фигур велось в Ленинграде на художественно-производственном комбинате имени М. Тореза. После нескольких лет напряжённого труда статуи постепенно стали прибывать в Омск. Масштабный блок работ благополучно завершался.

Однако восемью фигурами скульптурное решение здания библиотеки не ограничивалось.

Процесс изготовления горельефа для здания библиотеки на художественно-производственном комбинате имени М. Тореза в Ленинграде, скульптор Василий Андреевич Трохимчук / © Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

На правом боковом фасаде здания предстояло сделать рельеф, протяженностью 30 метров, отражающий в сложной философско-аллегорической форме историю культуры человечества. Талант и знания скульптора воплотились в его произведении, которое в одном из интервью он назвал «экслибрисом, написанным пластическим образом».

Создание рельефа осуществлялось в стенах уже известного нам художественно-промышленного комбината имени М. Тореза. Чётко представляя ситуацию, при которой произведение большую часть года не будет освещаться прямыми лучами солнца, В. Трохимчук остановил свой выбор на высоком рельефе, где некоторые фигуры были доведены практически до объёма круглой скульптуры, что улучшало «читаемость» произведения и придавало ему особую экспрессию.

© Фотоархив ОГОНБ имени А, С. Пушкина

В. Трохимчук своим произведением хотел показать поиск смысла жизни, связанный со страданиями и надеждами. Как говорит сам автор, «в рельефе нет повествования, а есть ассоциации, и «читать» его можно в любом порядке». В рельефе использован канонический приём искусства стран Древнего Востока: размеры фигур уменьшаются по мере уменьшения значимости персонажей, что позволило выделить в произведении главные элементы.

Если посмотреть на произведение структурно, то вся композиция складывается из 11 частей, которым автор дал следующие названия: НЛО (будь осторожен в познании и созидании); Икар-Прометей; Шествие поколений к возвышенному; Истина и Ложь; В поисках смысла жизни; Вселенская мать; Византия-Русь; Петровская Россия; Земной путь человека; Атлант-Меркурий; «Учёная братия», постигающая истину.

© Фото ОГОНБ имени А, С. Пушкина

Претворив в жизнь индивидуальные творческие поиски, В. Трохимчук создал уникальное произведение, рельеф, который стал одним из самых значимых монументальных произведений Омска.

В одном из своих интерьвью он поделился: «Это десять лет волнения, тревог, переживаний. А сожалею я только о том, что следующей такой интересной работы может уже не быть в моей жизни». Интервью вышло в свет на страницах газеты «Омский вестник» 29 октября 1993 года… 28 сентября 1998 года скульптора не стало…

Подробнее об истории создания легендарного архитектурно-скульптурного ансамбля главной библиотеки Омского региона читайте в статье Ольги Макаровой «Скульптурный экслибрис» научно-популярного альманаха о книгах и книжниках «EX LIBRIS» №1 (стр. 58)

Поделиться: