«Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»
09.09 - 31.10
Книжно-иллюстративная выставка ««Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»» 12+
В Центре краеведческой информации (ауд. 229) ОГОНБ имени А. С. Пушкина представлена книжно-иллюстративная выставка «Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»».
В 1892 году, в год подготовки Ф. Нансеном арктической экспедиции на шхуне «Фрам», у контр-адмирала Степана Осиповича Макарова родилась идея создания мощного ледокола, способного бороться со льдами. «Фрам», который олицетворял собой высшее на тот момент достижение в борьбе со льдами, стал прототипом и эталоном при создании первого корабля для активного плавания в полярных морях – «дедушки» ледокольного флота «Ермака». В докладе о проекте такого судна С. О. Макаровым были сформулированы три задачи для будущего ледокола: 1) изучение Северного Ледовитого океана; 2) открытие морского коммерческого пути в сибирские реки Обь и Енисей в летнее время и 3) подержание зимней навигации в Финском заливе. Он полагал для этой цели построить два ледокола, но с большим трудом получил средства на один. Проектировал ледокол сам Макаров, за постройкой наблюдал лично. При постройке ледокола он применил усовершенствования в отношении непотопляемости, которые до этого времени вводил на боевых судах.
Для будущего ледокола было предложено несколько названий: «Добрыня Никитич», «Енисей», «Петербург», «Добрыня» и другие. Однако, по предложению сибирских купцов, император остановил свой выбор на имени «Ермак». Ледокол, как и атаман Ермак, должен был стать первопроходцем, открыв ранее труднодостижимые места российской Арктики. Постройка «Ермака» была завершена в феврале 1899 года. 4 марта «Ермак» прибыл в Кронштадт, пройдя без затруднений через льды Финского залива. В 1899 году «Ермак» ходил на испытания в Арктику, в район Шпицбергена, затем ходил к Земле Франца-Иосифа и к Новой Земле. У Новой Земли ледокол дрейфовал, зажатый в тяжёлых льдах. В 1900 году ледокол принимал участие в спасении ставшего на камни у о. Гогланд броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» и проводкой в Ревель 50 пароходов, застрявших во льдах, а также в первых опытах А. С. Попова по морской радиосвязи.
В годы первой мировой войны «Ермак» был включён в состав военно-морского флота. Зимой 1918 года обеспечил проводку судов во время «Ледового похода» Балтийского флота. С 1920 года поддерживал зимнюю навигацию Петроградского торгового порта, работал в Финском заливе и Балтийском море. В 1929 году вывел изо льдов свыше 500 советских и иностранных судов. В 1934 году «Ермак» стал флагманским ледоколом западного участка Северного морского пути. В 1938 году участвовал в снятии дрейфующей станции «Северный полюс-1» и выводе из ледового дрейфа ледокольных пароходов «Садко» и «Малыгин», зимовавших в Арктике после навигации 1937 года.
С 1939 года «Ермак» работал на Балтийском море. В 1941 году в составе Балтийского флота участвовал в эвакуации гарнизона острова Ханко и ряда островов, обеспечивал перевозки в Финском заливе и на линии Кронштадт – Ленинград. В 1949 году «Ермак» был награжден орденом Ленина за заслуги в освоении Северного морского пути и боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны. С 1953 года и до списания в 1963 году, ледокол продолжал плавать в Арктике. В 1958 году впервые в истории мореплавания на «Ермаке» для ледовой разведки был использован вертолёт Ми-1. В 1965 году «Ермак» был разрезан на металлолом. За 64 года на «Ермаке» прошли школу капитаны П. А. Пономарев, В. И. Воронин, М. Я. Сорокин, В. К. Кочетков и другие. Ледокол «Ермак» стал прототипом для создания ледокола типа «Святогор» («Красин») и серии арктических ледоколов типа «И. Сталин» («Сибирь»).
На выставке представлены издания, в которых можно подробно ознакомиться с биографией военно-морского деятеля, героя Русско-японской войны, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова (1848–1904), с историей создания, полярных и боевых подвигов ледокола «Ермак», биографиями его капитанов и людей, без которых создание и постройка корабля были бы невозможны. Всего на выставке представлено более 80 изданий.
Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Чтобы быть в курсе событий можно ПОДПИСАТЬСЯ на информационную РАССЫЛКУ заочно – оставьте свой адрес электронной почты в сообщениях паблика. Присоединяйтесь!
Справки по тел.: +7 (3812) 21-08-20.
Где: Центр краеведческой информации (2 этаж, ауд. 229)