«Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»

09.09 - 31.10

Книжно-иллюстративная выставка ««Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»» 12+

 

В Центре краеведческой информации (ауд. 229) ОГОНБ имени А. С. Пушкина представлена книжно-иллюстративная выставка «Ледокольный флот России: к 125-летию ледокола «Ермак»».

В 1892 году, в год подготовки Ф. Нансеном арктической экспедиции на шхуне «Фрам», у контр-адмирала Степана Осиповича Макарова родилась идея создания мощного ледокола, способного бороться со льдами. «Фрам», который олицетворял собой высшее на тот момент достижение в борьбе со льдами, стал прототипом и эталоном при создании первого корабля для активного плавания в полярных морях – «дедушки» ледокольного флота «Ермака». В докладе о проекте такого судна С. О. Макаровым были сформулированы три задачи для будущего ледокола: 1) изучение Северного Ледовитого океана; 2) открытие морского коммерческого пути в сибирские реки Обь и Енисей в летнее время и 3) подержание зимней навигации в Финском заливе. Он полагал для этой цели построить два ледокола, но с большим трудом получил средства на один. Проектировал ледокол сам Макаров, за постройкой наблюдал лично. При постройке ледокола он применил усовершенствования в отношении непотопляемости, которые до этого времени вводил на боевых судах.

Для будущего ледокола было предложено несколько названий: «Добрыня Никитич», «Енисей», «Петербург», «Добрыня» и другие. Однако, по предложению сибирских купцов, император остановил свой выбор на имени «Ермак». Ледокол, как и атаман Ермак, должен был стать первопроходцем, открыв ранее труднодостижимые места российской Арктики. Постройка «Ермака» была завершена в феврале 1899 года. 4 марта «Ермак» прибыл в Кронштадт, пройдя без затруднений через льды Финского залива. В 1899 году «Ермак» ходил на испытания в Арктику, в район Шпицбергена, затем ходил к Земле Франца-Иосифа и к Новой Земле. У Новой Земли ледокол дрейфовал, зажатый в тяжёлых льдах. В 1900 году ледокол принимал участие в спасении ставшего на камни у о. Гогланд броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» и проводкой в Ревель 50 пароходов, застрявших во льдах, а также в первых опытах А. С. Попова по морской радиосвязи.

В годы первой мировой войны «Ермак» был включён в состав военно-морского флота. Зимой 1918 года обеспечил проводку судов во время «Ледового похода» Балтийского флота. С 1920 года поддерживал зимнюю навигацию Петроградского торгового порта, работал в Финском заливе и Балтийском море. В 1929 году вывел изо льдов свыше 500 советских и иностранных судов. В 1934 году «Ермак» стал флагманским ледоколом западного участка Северного морского пути. В 1938 году участвовал в снятии дрейфующей станции «Северный полюс-1» и выводе из ледового дрейфа ледокольных пароходов «Садко» и «Малыгин», зимовавших в Арктике после навигации 1937 года.

С 1939 года «Ермак» работал на Балтийском море. В 1941 году в составе Балтийского флота участвовал в эвакуации гарнизона острова Ханко и ряда островов, обеспечивал перевозки в Финском заливе и на линии Кронштадт – Ленинград. В 1949 году «Ермак» был награжден орденом Ленина за заслуги в освоении Северного морского пути и боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны. С 1953 года и до списания в 1963 году, ледокол продолжал плавать в Арктике. В 1958 году впервые в истории мореплавания на «Ермаке» для ледовой разведки был использован вертолёт Ми-1. В 1965 году «Ермак» был разрезан на металлолом. За 64 года на «Ермаке» прошли школу капитаны П. А. Пономарев, В. И. Воронин, М. Я. Сорокин, В. К. Кочетков и другие. Ледокол «Ермак» стал прототипом для создания ледокола типа «Святогор» («Красин») и серии арктических ледоколов типа «И. Сталин» («Сибирь»).

На выставке представлены издания, в которых можно подробно ознакомиться с биографией военно-морского деятеля, героя Русско-японской войны, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова (1848–1904), с историей создания, полярных и боевых подвигов ледокола «Ермак», биографиями его капитанов и людей, без которых создание и постройка корабля были бы невозможны. Всего на выставке представлено более 80 изданий.

Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Чтобы быть в курсе событий можно ПОДПИСАТЬСЯ на информационную РАССЫЛКУ заочно – оставьте свой адрес электронной почты в сообщениях пабликаПрисоединяйтесь!

Справки по тел.: +7 (3812) 21-08-20.

Где: Центр краеведческой информации (2 этаж, ауд. 229)

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.