Раздел: Новости Выставки

Музейный проект «Книги-юбиляры 2022 года»: к 115-летию Омской «Пушкинки»

03.01 - 31.12

К 115-летию Омской «Пушкинки»
Музейный проект «Книги-юбиляры 2022 года»

Возрастная маркировка: 12+

К 115-летию Омской «Пушкинки» в «Омском музее книги» открылась уникальная выставка-проект «Книги-юбиляры 2022 года»200-летие отмечают издания 1822 года и 100-летие – книги 1922 года. Здесь омичи смогут увидеть как в пространстве экспозиции встречаются Золотой и Серебряный век русской культуры.

Читайте также:
– Открытие библиотеки имени А. С. Пушкина
– 
Как омские журналисты «строили» Пушкинскую библиотеку
– Скульптурный экслибрис

Издания 1822 года выполнены в едином стиле русского книжного неоклассицизма. 200 лет назад в библиотеке Сибирского кадетского корпуса находились знаковые для пушкинской эпохи издания:

  • «Собрание образцовых русских сочинений» (СПб., 1822. Ч. 3, 5) с прижизненными публикациями поэтов золотого века – А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. Х. Востокова, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, В. Л. Пушкина, Е. А. Боратынского и др.;
  • «Учебная книга российской словесности» Н. И. Греча (СПб., 1822) – один из первых опытов создания истории русской литературы, где впервые упоминается и имя молодого А. С. Пушкина.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

В фонде редких книг сохранилось только 14 экземпляров изданий 1822 года с книжными знаками разных библиотеках Омска:

  • Омской мужской гимназии («Начальные основания геометрии», «Начальные основания дифференциального исчисления» и «Начальные основания прямолинейной и сферической тригонометрии» французского математика С. Ф. Лакроа (1765-1843));
  • Сибирского кадетского корпуса («Деяния Российских полководцев и Генералов» (СПб.; к 10-летию со дня начала Отечественной войны 1812 г.), «Плутарх для юношества» П. Бланшара (СПб., 1822), «Основания российского права» (СПб.), прижизненное немецкое издание знаменитого швейцарского педагога И. Г. Песталоцци (1746-1828), изданное в Штутгарте);
  • Военно-топографического училища («Приточник Евангельский, или изъяснение притчей» (М.)).

Спустя 100 лет, в 1922 году, мы видим совсем иную книжную культуру России, здесь нет того единства стиля Золотого века: в это время высокое книжное искусство для элитарного читателя Серебряного века встречается с дилетантским утилитарным книгоизданием для массового (не очень образованного) читателя. Русская книга 1922 года прорывалась сквозь ужас кровавой Гражданской войны, сквозь кошмар катастрофического 1921 года, когда миллионы русских людей умерли от голода.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Из омских библиотечных экземпляров книг 1922 года (808 экз.) мы выбрали 117 изданий, в которых отражается высшее напряжение национального духа и которые интересны современному читателю. Прежде всего, это прижизненные издания и публикации поэтов и писателей Серебряного века: Ф. Сологуба, А. Белого, Вл. Ходасевича, Е. Замятина, М. Гершензона, К. Бальмонта, Г. Чулкова, Н. Шебуева, С. Есенина, М. Волошина, Б. Пастернака, В. Вересаева, М. Зощенко, М. Цветаевой, А. Ремизова, А. Толстого, А. Ахматовой, Б. Зайцева, В. Итина.

Книги 1922 года отзываются на памятные даты России: посмертное издание поэмы А. Блока «Возмездие» в оформлении худ. В. Д. Замирайло; юбилейный сборник «Достоевский: статьи материалы»; посмертное издание «Пётр Кропоткин»; сборник, посвящённый библиографу и книговеду А. И. Малеину; «Пушкинский сборник: памяти С. А. Венгерова» и др.

Материалы по теме:
– Музейно-книжный проект «Библиопрофессионалы»
– «Архитектурно-скульптурное решение Пушкинки»
– «Библиографам с благодарностью...»
– «115 лет Омской государственной областной библиотеке имени А. С. Пушкина»
– «Влюблённая в свою профессию»
– 
«История отдела «Центр краеведческой информации»
– Фотоэкспозиция «Открывайте мир вместе с «Пушкинкой»

Библиофильское издание «Книжные знаки русских художников» в оформлении Д. И. Митрохина в Омске сохранилось в двух нумерованных экземплярах – № 224 и № 319.

1922 год был богат на книги, связанные с именем А. С. Пушкина: «Гаврилиада» (первое научное издание) и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Кн. Мария-Волконская и Пушкин» Б. Соколова, «Пушкин» М. Л. Гофмана, «Сборник Пушкинского Дома на 1923 год», «Пушкин и его современники», «Радуга: альманах Пушкинского Дома», «Неизданный Пушкин», «Валерий Брюсов и наследие Пушкина» В. Жирмунского, «О смерти Пушкина» А. С. Полякова.

Для посетителей выставки раскрывается удивительный книжный мир издательств 1922 года: «Алконост» (1918-1923), «Эпоха» (1921-1925), «Время» (1922-1934), «Задруга» (1911-1922), «Государственное издательство» (1919-1930), «Книгоиздательство писателей в Москве» (1912-1923), Издательство З. И. Гржебина (1919-1929), «Былое» (1917-1927), «Новая Москва» (1922-1927), «Издательство М. и С. Сабашниковых» (1897-1930), «Шиповник» (1906-1923), «Светозар» (1917-1926), «Среди коллекционеров» (1921-1925), «Работник просвещения» (1921-1930), «Светлана» (1918-1923), «Мысль» (1922-1929), «Атеней» (1921-1925), «Петрополис» (1918-1940), «Аcademia» (1922-1938). Мы не случайно указали даты существования этих книгоиздательств – всем им на рубеже 1920-1930-х гг. суждено было исчезнуть: некоторые авторы и издатели будут вынуждены покинуть Россию (будем помнить 1922 год как год «исхода» части русской интеллигенции на «философском пароходе»), некоторые издательства будут поглощены крупными государственными книжными монополиями.

© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина© Фото ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Ряд изданий 1922 года являют нам яркий образец единства графического стиля в иллюстрации, в орнаментике, в рисованном шрифте: обложка изданий – произведение искусства. Здесь главная фигура не художник-полиграфист, а художник-график. Примерами высокого уровня графической книжной культуры являются обложки следующих изданий: «Записки мечтателей» (худ. А. Я. Головин), «Переписка А. Н. Скрябина и М. П. Беляева» (худ. М. В. Добужинский), «Озорные сказки» Бальзака (худ. В. А. Фаворский), «Русский книжный знак» В. Я. Адарюкова (худ. А. И. Кравченко) и др.

Этому направлению декоративной художественной выразительности противостоят книжники-конструктивисты. На выставке представлен литературный ежемесячник А. Белого «Эпоха», обложка которого выполнена художником Л. Лисицким, где совсем нет декора, а используются только средства полиграфии. Здесь шрифт слова «эпоха» представлен как невероятный полёт фантазии, как странная экспериментальная конструкция, как «бунт» против правил традиционного расположения информации о книге.

Записаться на бесплатную экскурсию можно по телефону: +7 (3812) 24-26-05. Обзор музейного проекта проводит один из лучших специалистов «Пушкинки» Лариса Григорьевна Пономарёва – Заслуженный деятель культуры Омской области, основатель «Музея книги», единственный в регионе эксперт культурных ценностей (специализация: печатные издания), кандидат филологических наук, участник международных, всероссийских и региональных научных конференций и семинаров, автор свыше 100 научных публикаций по проблемам национальной культуры, истории книжного и библиотечного дела, автор и ведущая цикла передач просветительского интернет-проекта библиотеки «В мире книжных редкостей: от старопечатных книг к современным традициям книжного дела».

Приглашаем всех любителей русской культуры ощутить подлинность книжных сокровищ Золотого и Серебряного века!
Ознакомиться с выставкой можно ежедневно с 10:00 до 17:45 (кроме пятницы, субботы).
С любым изданием, представленным в экспозиции, можно также поработать в читальном зале сектора редких книг (ауд. 313).
Вход свободный.

Справки по тел.: +7 (3812) 24-26-05.

Где: Выставочное пространство «Омский музей книги» Центра книжных памятников, 3 этаж (ауд. 304)

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.