Раздел: Новости → Выставки → Архив выставок 2022 г.
«Ф. М. Достоевский в художественной открытке»: к 200-летию со дня рождения русского писателя Ф. М. Достоевского
20.04.21 - 15.01.22
К 200-летию со дня рождения русского писателя Ф. М. Достоевского
Выставка «Ф. М. Достоевский в художественной открытке»
Возрастная маркировка: 12+
Сектор литературы по искусству приглашает посетить выставку «Ф. М. Достоевский в художественной открытке», приуроченную к 200-летию со дня рождения великого русского писателя. Экспозиция представляет художественные открытки с репродукциями портретов Ф. М. Достоевского, фотографиями мест, связанных с его жизнью и творчеством, а также иллюстрации к его произведениям.
К образу Достоевского и иллюстрированию его произведений обращались и обращаются многие живописцы, графики, скульпторы. На выставке можно познакомиться с портретами писателя, созданными художниками В. Г. Перовым, В. А. Фаворским, К. А. Васильевым, скульптором С. Т. Коненковым и др.
В экспозицию вошли репродукции работ выдающихся отечественных художников: М. В. Добужинского, Д. А. Шмаринова, И. С. Глазунова, В. Н. Горяева и других, выполнивших замечательные иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского.
Украшением экспозиции стали блестящие портретные образы, созданные И. Глазуновым, и представленные в наборе открыток «"Братья Карамазовы" в иллюстрациях И. Глазунова» [М.: Изобр. искусство, 1989]. Ф. М. Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, его творчество оказало грандиозное влияние на формирование философских взглядов художника. В своей книге «Россия распятая» И. С. Глазунов писал:
«Мне представляется, что братья Карамазовы – это воплощённые идеи, которыми определялось духовное бытие России, неустанно и противоречиво ищущей пути к свету и смыслу жизни. Православие – это судьба Алёши. Дмитрий – это страсть к жизни с его «половодьем чувств». Иван – это атеизм и, естественно, попрание евангельских законов о добре и зле. Без Ивана ведь не было бы и Смердякова, убившего их отца. Проповеди Ивана своему брату по отцу, лакею Смердякова, можно сравнить с действиями героев романа «Бесы»: «Всё дозволено!» А если всё дозволено, значит Бога нет».
Отдельный раздел выставки составляют открытки с фотографиями мест, связанных с Фёдором Михайловичем и героями его произведений. Здесь представлен, например, интересный набор открыток «Москва Достоевского в иллюстрациях Е. Ключевской» [М.: Изобр. искусство, 1985]. Несмотря на то, что Фёдор Михайлович по рождению москвич и никогда не забывал города своего детства и отрочества, лишь немногие из художников обращаются к теме «Москва Достоевского». В своих акварелях художница Елизавета Ключеская запечатлела именно те уголки Москвы, которые непосредственно связаны с жизнью и творчеством великого писателя: бывшая Мариинская больница для бедных, в которой служил врачом отец писателя, маленькая больничная церковь Петра и Павла, где крестили Достоевского, и другие памятные места.
Но значительная часть жизни Ф. М. Достоевского прошла в Северной столице, Фёдора Михайловича даже часто называют самым петербургским писателем. Долгая жизнь в Петербурге отразилась на его творчестве, и Северная столица получила в нём цельное и многообразное отображение. Из богатого литературного наследия исследователи выделяют до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. На выставке представлены фотооткрытки с видами Санкт-Петербурга, связанными с жизнью и творчеством писателя. Можно увидеть Инженерный (Михайловский) замок, где с 1823 года располагалось Главное инженерное училище, в котором жил и учился Фёдор Михайлович; Исаакиевский собор, напротив которого жил некоторое время писатель. Достоевский вписал Исаакиевский собор в панораму города, которую созерцал Раскольников с Николаевского моста. В глубине замечательного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные и оскорблённые», читателю открывается «тёмная, огромная масса Исаакия».
Вошли в экспозицию открытки из комплекта «Омская крепость. Военный форпост России. Основа будущего города» [Омск, 2011]. Омск – особый город в судьбе Ф. М. Достоевского. Осуждённый за участие в демократическом кружке Петрашевского Ф. М. Достоевский четыре года провёл в Омском каторжном остроге. Здесь он задумал «Записки из мёртвого дома». Со времён ссылки в Сибирь у Достоевского сохранились записи услышанных им афоризмов, пословиц и поговорок. Позже эти записи были изданы под названием «Сибирская тетрадь».
Всего на выставке представлено более 75 открыток из фондов Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Экспозиция дополнена различными изданиями произведений Ф. М. Достоевского и иллюстрированными альбомами о творчестве художников-иллюстраторов.
О художественной открытке:
Филокартия – это коллекционирование, как правило, иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Филокартия зародилась в конце XIX в., когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Филокартия развивалась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Коллекционирование сыграло значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках.
Отметим, что в фонде ОГОНБ имени А. С. Пушкина насчитывается более 3 тыс. тематических комплектов открыток. Временной охват фонда изоизданий: с 1960-х гг. по настоящее время.
Напомним, что в группе Сектора литературы по искусству «ВКонтакте» вы первыми сможете узнать о новых творческих мастер-классах, а также о нотных и книжных новинках по искусству в библиотеке!
А специалисты всегда ответят на ваши вопросы и помогут сориентироваться в фонде. Присоединяйтесь.
Приглашаем всех желающих ознакомиться с выставкой в часы работы библиотеки. Вход свободный.
Справки по тел.: +7 (3812) 21-29-31
Где: Фойе, 3 этаж