«А. С. Пушкин и Русский театр»: к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина и Году театра в России
06.05 - 15.12
К 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина
Книжно-иллюстративная выставка «А. С. Пушкин и Русский театр»
Александр Сергеевич Пушкин – явление уникальное не только в русской, но и в мировой истории. Трудно даже представить, каким образом за столь короткую жизнь он успел так много сделать во всех областях духовной жизни, к которым прикасался.
Литература и театр вошли в жизнь Пушкина с детства. Рано обнаружив «охоту к чтению», в домашней библиотеке он познакомился с пьесами Мольера, Корнеля, Расина, Вольтера. В доме Пушкиных постоянно шли «благородные» спектакли, а отец и дядя были страстными театралами-любителями. Любовь к театру выросла и окрепла в годы обучения в Лицее. Поступив на службу, поэт окунулся в театральную жизнь Москвы и Петербурга, став «почётным гражданином кулис». Его современниками были известные драматурги Загоскин, Шаховской, актёры Мочалов, Каратыгин, Е. Семёнова, А. Яковлев, балерина Истомина.
Любовь поэта к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей сценического искусства он постоянно участвовал в обсуждениях спектаклей. Для одного из заседаний «Зелёной лампы» Пушкин написал доклад «Мои замечания об русском театре». И, что удивительно, юноша, которому едва минуло двадцать, сумел обобщить идеи и тенденции современного ему театра, обосновал принципы новой эстетической школы – школы реализма. Великий поэт считал театр важнейшей частью национальной культуры.
Осуществление своей театральной программы Пушкин начал в михайловской ссылке. Именно там была написана трагедия «Борис Годунов», высоко оценённая В. Г. Белинским: «Словно гигант между пигмеями до сих пор высится между множества квазирусских трагедий пушкинский «Борис Годунов» в гордом и суровом уединении, в недоступном величии строгого художественного стиля и благородной классической простоты».
1830-е годы стали ещё одним мощным взлётом Пушкинского гения. В течение знаменитой «Болдинской осени» он создал «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя», «Пир во время чумы».
Цикл «Маленьких трагедий» представляет собой совершенно новый тип драмы. Это опыт исследования «человеческих страстей», нравственных проблем и их социальных истоков. Последним драматическим произведением Пушкина была «Русалка», над которой он начал работу в 1829 году, но так и не завершил её.
Наиболее полно Пушкин выразил свою эстетическую программу в статьях «О народной драме и драме Погодина «Марфа Посадница», в набросках предисловия к «Борису Годунову» и в многочисленных письмах. Гений Пушкина далеко опередил современную ему эстетическую мысль и практику и не мог быть сразу и единодушно понят всеми, поэтому его влияние на театр не было непосредственным и скорым, но оно крепло из поколения в поколение. Пушкин наметил пути, подступы к новому театру, теоретически и практически обосновал принципы реализма, главного направления театра XIX века.
На выставке представлено свыше 80 изданий, посвящённых обширной теме «Пушкин и театр». Среди них: «Пушкин и театр» Н. Литвиненко, «Русский балетный театр» В. М. Красовской, «Чайковский и музыкальный театр» Н. В. Туманиной, «Драматургия и театр Пушкина» Н. Арденса, «Пушкин в театральных креслах» Л. Гроссмана, «Опера и её сценическое воплощение» В. Ванслова, «На афише – Пушкин» В. Лапкиной, «Пушкин и балетный театр» Н. Эльяша и др.
Богатый иллюстративный материал позволяет читателю погрузиться в мир театральных, музыкальных и балетных постановок бессмертных Пушкинских произведений.
Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой в часы работы библиотеки. Вход свободный.
Справки по тел.: +7 (3812) 24-26-05
Где: Фойе, 3 этаж