Раздел: Новости → Новости библиотеки → Архив новостей 2022 г.
В «Пушкинке» определили образ «библиотеки будущего»
Возрастная маркировка: 16+
70 профессионалов библиотечного дела приняли участие в форсайт-сессии, посвящённой проблемам инновационного моделирования библиотечной отрасли. Встреча под названием «Поиск эффективной модели развития библиотеки», организованная методическим отделом «Пушкинки», прошла в очно-дистанционном формате на площадке главной библиотеки региона 27 сентября. В ходе работы были представлены доклады специалистов государственных и муниципальных библиотек Омской, Новосибирской и Иркутской областей.
Основными целями форсайт-сессии являются – прогноз, коммуникация, образование, диагностика. Задача такого нетрадиционного формата профессиональной встречи состоит в том, чтобы не предсказывать будущее, а совместными усилиями и с учётом всех факторов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет. Именно форсайт-сессия является инновационным инструментом моделирования будущего, инструментом стратегического управления и инструментом работы проектных команд.
Читайте также:
– Библиотечные инсайты
– Профессиональный диалог
Программа события включала две части: «Формируя будущее библиотек» и «Стратегические альтернативы и приоритеты. Стратегии, которые мы выбираем».
В первой части сессии были представлены доклады:
-
«Форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего». Автор выступления Ольга Николаевна Кислякова, заведующая сектором анализа и прогнозирования деятельности библиотек, познакомила слушателей с инструментарием форсайта, с технологией создания «Карты будущего», возможными рисками и основными ролями в проектировании будущего, определила необходимые компетенции, формы взаимодействия и ресурсы, необходимые для реализации желаемого будущего.
-
«Проекты. Гранты. Библиотека: обзор лучших практик и инициатив» Елены Михайловны Агариной, начальника отдела координации и развития Новосибирской областной молодёжной библиотеки, президента Новосибирской региональной общественной организации «Гильдия молодых библиотекарей». Елена Михайловна поделилась инновационными методами и формами работы с молодыми кадрами, опытом работы над программами и проектами, связанными с чтением, информационным обслуживанием пользователей.
-
«Форсайт-школа «Тара 2.0» Татьяны Ивановны Царегородцевой, директора Тарской централизованной библиотечной системы имени Л. Н. Чашечникова. В начале 2022 года центральная районная библиотека Тарского муниципального района Омской области выступила площадкой для масштабного проекта, поддержанного грантом ПАО «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города». Татьяна Ивановна рассказала о цели проекта, участниках и ведущих спикерах школы. По итогам занятий в школе «Тара 2.0» было презентовано 12 социокультурных проектов, большинство из которых имеют интегрированный характер, разработаны в партнёрстве и направлены на совместную деятельность по культурному преобразованию городской культурной среды и пространства.
Вторая часть мероприятия прошла в формате «мозгового штурма». Практическая работа в группах с кураторами велась по пяти направлениям: «библиотека-музей», «библиотека и медиа», «библиотека и туризм», «библиотека и краеведение», «библиотека и книга». В ходе питч-сессии, которой открылась практическая часть, выступили кураторы групп – партнёры библиотеки. Им было предложено в течение 3-5 минут рассказать о себе, своей деятельности, стратегии или идее, которая должна будет воплотиться в проект будущего.
Кураторами групп форсайта выступили:
-
Группа 1. Новые тенденции в деятельности институтов памяти: библиотека и музей. Ирина Викторовна Прохорова, заместитель директора по развитию основной деятельности Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Идея группы – создание технически оснащённого центра, предоставляющего пользователям широкий спектр услуг – от электронной базы данных с выходом в Интернет до традиционной библиотеки и мемориального музея.
-
Группа 2. Библиотечное пространство как привлекательный объект туризма. Юлия Владимировна Богиня, сотрудник Туристского информационного центра. Идея группы – краеведческий туризм должен стать приоритетным направлением работы отечественных библиотек, включающим два основных компонента – информационное обеспечение туризма и экскурсионная деятельность. Для его реализации библиотеки обладают необходимыми краеведческими информационными ресурсами и кадровым потенциалом.
-
Группа 3. Библиотека как центр медиа. Дарья Сергеевна Нециевская, старший продюсер, про-директор «Омской телевизионной компании». Основная идея этой группы – библиотеки должны отвечать на вызов времени и постоянно присутствовать в конкурентном информационном пространстве, что достигается применением имиджевых PR-технологий.
-
Группа 4. Библиотека и книга в мире культуры и цифровой реальности. Надежда Ивановна Кузнецова, заместитель директора БУК города Омска «Омские муниципальные библиотеки». Основная идея проекта была заявлена в питч-сессии – сохранить традиционные и найти новые формы встречи человека и книги.
-
Группа 5. Роль библиотеки в развитии местного краеведческого сообщества. Евгения Владимировна Фёдорова, специалист по маркетингу Автономного учреждения «Омская крепость». В данной группе обсуждалась идея «библиотека как центр консолидации и развития местных сообществ».
Несмотря на достаточно новый формат профессинальной встречи для специалистов публичных библиотек Омского региона, участники активно делились своими идеями, направленными на развитие библиотек, обсуждали в процессе групповой работы перспективы библиотечной деятельности, существующие риски и положительные моменты. Познакомились с уникальной методикой прогнозирования будущего, позволяющей максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. Успешно справились с главной задачей профессиональной встречи – объединили и сгруппировали все идеи, предложения, проекты, и определили образ «библиотеки будущего». В результате работы форсайт-сессии было создано 5 проектов. Кураторы групп и участники пришли к выводу, что реализация социально значимых проектов является одним из ведущих направлений деятельности общедоступных библиотек, а высокий результат достигается при интеграции реальных и виртуальных форм библиотечной деятельности.