Эстет, романтик, гений!

Возрастная маркировка: 12+

Несмотря на труднопроизносимость, фамилия этого композитора хорошо известна практически каждому в России и странах бывшего СССР. Его нередко узнают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы…». На самом же деле мастером было написано огромное количество киномузыкального материала – к 132 фильмам! Он – автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки, боле ста песен и романсов. 15 августа 2021 года советскому и российскому композитору Микаэлу Леоновичу Таривердиеву исполнилось бы 90 лет.

МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ

Микаэл Таривердиев родился в армянской семье в 1931-м году в Тифлисе (Тбилиси). В музыку он пришел случайно: увидел у соседей рояль и мальчишкой прибегал играть на нем. Хозяевам частый гость вскоре надоел, и они убедили Леона Таривердиева купить сыну пианино. По пути на занятия Микаэл часто вслушивался в звуки, которые неслись из городских окон: мелодии радио, фортепианные пьесы, национальные напевы. В возрасте шести лет родители отдали Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили. А к восьми годам мальчик уже был автором нескольких фортепианных пьес, к десяти – целой симфонии. Примечательно, что свой первый гонорар Таривердиев получил в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Юный музыкант создал две балетные сцены. Ему посчастливилось: их поставили в Театре оперы и балета имени Закария Палиашвили.

По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык и неплохо им владел. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Московского Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957г.). В Большом зале Московской консерватории его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С оперы Таривердиева «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского, а комическая опера «Граф Калиостро» вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывается им на гастролях в разных странах. В 1958 году Таривердиев дебютировал в кино как композитор в фильме «Юность наших отцов».

Музыка Таривердиева – это музыка «шестидесятников», людей, которые радовались гагаринской улыбке, иронизировали над начальством, читали фантастику Стругацких и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, и жили в ощущении, что самое страшное уже позади. Мелодии Микаэла можно узнать с первых тактов. Независимо от того, в каком жанре они написаны – будь то музыка для кино, театра, опера или романс. Она всегда отмечена неповторимой интонацией композитора. В то же время Таривердиев всегда находился в постоянном движении, придумывал что-то необычное, ставил новые задачи.

Читайте также:
Архивные виниловые ценности

В 60-е годы он, после оглушительного успеха романсов в исполнении Долухановой, провозглашает третье направление. Что это такое, в чем его философия? Это вызов академизму с одной стороны, а с другой – пошлости массовой культуры. Но когда это направление подхватывается другими, Таривердиев возвращается к академическим жанрам. Правда в отличие от тех, кто все еще плутает в дебрях авангарда, композитор обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувств, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое.

Во время учебы в Гнесинке Таривердиеву нужна была подработка. Микаэлу предлагали зарабатывать игрой на пианино в ресторане. Но композитор решает, что это для него неприемлемо. Взамен этого предпочитает разгружать вагоны на Рижском вокзале. Гордость и интуиция не подводят композитора. Именно на ночной разгрузке вагонов Микаэл знакомится со студентами ВГИКа, от которых впервые получает заказ на музыку к кинофильму. Начинается карьера кинокомпозитора Таривердиева, принесшая ему любовь миллионов слушателей, славу и достаток. Впервые и серьезно зрители заметили музыку Таривердиева в фильме «Человек идет за солнцем» (1961).

Очередная удача Таривердиева – участие в дипломной работе выпускника ВГИКа Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964). Огромную роль в комедии сыграла музыка. Ее Микаэл Леонович написал в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко. Еще один шедевр Таривердиева – музыка к фильму «Любить» (1968) Михаила Калика. Картину составляют четыре новеллы о любви по мотивам рассказов Иона Друце, Авенира Зака, Исая Кузнецова, Юрия Казакова и В. Сапожникова.

Мелодии, написанные Таривердиевым к фильмам «До свидания, мальчики!» (1964) по повести Б. Балтера, «Мой младший брат» (1962) по роману В. Аксенова «Звездный билет», к театрализованной киносказке «Король-олень» (1969) по одноименной пьесе К. Гоцци сделали композитора популярным среди детской и юношеской аудитории.

Если вы не знаете Таривердиева, то вы, безусловно, знаете его легендарную музыку из кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!» (1975). Интересно, что песню «На Тихорецкую состав отправится» композитор написал задолго до съемок фильма, еще когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ и ему нужна была песня. Рязанову же так понравилась композиция, что он предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы…» и написать еще пару песен. По задумке режиссер планировал позвать в фильм разных композиторов, но ему так приглянулись все написанные Микаэлом песни, что больше в картину он никого приглашать не стал. 

В известной теперь каждому зрителю «шпионской» картине о Штирлице, Таривердиев сразу разглядел шедевр и согласился стать его соавтором. Музыка из «Семнадцати мгновений весны» (1973) режиссера Татьяны Лиозновой никого не оставляет равнодушным. Кстати, слава этого телевизионного фильма принесла композитору неожиданные приятные «дивиденды». Глава КГБ Юрий Андропов выдал композитору автомобильный пропуск, который позволял ему останавливать и парковать машину где угодно. Микаэл Леонович с удовольствием воспользовался подарком и как-то остановил машину на Красной площади. Он был в восторге от того, что это ему удалось. 

К 90-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева специалисты Омской «Пушкинки» и редакция портала библиотеки представляют собрание материалов, посвященных творчеству композитора:

Напомним, что в группе Сектора литературы по искусству «ВКонтакте» вы первыми сможете узнать о новых творческих мастер-классах, а также о нотных и книжных новинках по искусству в библиотеке! А специалисты всегда ответят на ваши вопросы и помогут сориентироваться в фонде. Присоединяйтесь

Приглашаем всех желающих в часы работы библиотеки. Вход свободный.

Справки по тел.: +7 (3812) 21-29-31

Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.