Высокое искусство революционного танца или заурядный концертный ансамбль?

Возрастная маркировка: 16+

В наше время ее считают родоначальницей танца «модерн» и гением хореографии, а в начале XX века её имя было синонимом танца, выступления вызывали восторг у одних и раздражение у других. В 1921 году американка Айседора Дункан при поддержке советского правительства и лично наркома просвещения Анатолия Луначарского открыла в России танцевальную школу, которая после гибели создательницы просуществовала несколько десятков лет, трансформировавшись из «лаборатории героических мотивов» в обычный концертный ансамбль.

Фото из открытых интернет-источников

Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в 2 года. В 6 лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии. В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений. Танец был для Айседоры больше, чем просто танец, она создала собственную философию естественности и свободы. Хореограф писала в статье «Искусство танца» в 1913 г.

«Для меня танец не только искусство, позволяющее человеческой душе выявиться в движениях, но он еще и основа целой концепции жизни, более утонченной, более гармоничной, более естественной… Ни в чем природа не совершает скачков; между всеми моментами и состояниями жизни существует последовательность, которую должна свято соблюдать в своем искусстве и танцовщица, иначе она превратится в неестественную, лишенную истинной красоты, марионетку. Искать в природе наиболее прекрасные формы и находить движение, которое выявляет душу этим форм, – вот искусство танцовщицы».

Айседора долгие годы была искренне влюблена в Россию. Поэтесса Наталья Крандиевская-Толстая пишет в мемуарах, что «отношение Дункан ко всему русскому было подозрительно восторженным». В 1921 году нарком просвещения Анатолий Луначарский и председатель «Спортинтерна» Николай Подвойский обещали ей организационную и финансовую поддержку в организации школы. Айседора была в восторге, она говорила:

«Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира..!»

Школа танцев была мечтой всей жизни американки. Она с радостью погрузилась в ее воплощение в Советской России, не предполагая, во что трансформируется в будущем чистая идея о «создании и воспитании нового человека» (с). Дункан понимала, что деньги на реализацию своей мечты придется заработать самой, и в 1922 году танцовщица отправилась в турне по США и Европе. Вместе с ней был и знаменитый русский поэт Сергей Есенин. Они познакомились в 1921 году в мастерской художника-авангардиста Жоржа Якулова, и между ними мгновенно вспыхнула любовь. Есенин стал ее первым и единственным законным супругом.

Открытие школы танцев в Советской России во время Гражданской войны, разрухи и голода кажется почти невероятным. Удивительно, что в переживающей жилищный кризис Москве, советские начальники нашли помещение для школы Дункан, приспособив для этого старинный особняк на Пречистенке. Осенью 1921-го года в газете появилось объявление об открытии школы. Обучение танцу по методике Айседоры Дункан начиналось с освоения самых простых элементов, прыжков, марша, бега и ритмичной ходьбы. День воспитанниц был полностью расписан: пластическая гимнастика, плавание, языки и общие предметы. Курс обучения был рассчитан на 7 лет. Первый этаж школы был отведен под учебные классы и тренировочные залы, а второй – под спальни. Воспитанницы, одетые в алые туники и хитоны, танцевали босиком – так что учреждение быстро прозвали «школой босоножек». Алый был любимым цветом Айседоры и часто присутствовал в ее сценических костюмах. Это особенно стало заметно по ее выступлениям после 1917 года в США: проникшись коммунистическими идеями, она размахивала красным шарфом и прямо со сцены заявляла: «I am red» («Я – красная»).

Первоначально детей было больше 100, позже осталось 40. Больше не удавалось прокормить и обогреть в голодной и холодной Москве 20-х годов. В 1924-м году Айседора вместе с учениками отправляется в Киев дать несколько концертов. Но финансовое положение предприятия это не улучшило, так как приходилось много тратить на проживание. Поэтому великая танцовщица принимает решение отправить своих учеников обратно в Москву, а сама отправляется в тур по Поволжью, Туркестану и Уралу, чтобы заработать денег, взяв с собой только пианиста Марка Мейчика и  менеджера Зиновьева.

Во время гастролей школы в 20-30-х годах воспитанницы Дункан выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у тогдашнего советского зрителя. Но государственной поддержки не хватало, и необходимость заработать средства на школу стала одной из причин, вынудивших Айседору отправиться в гастрольное турне по США и Европе. При этом она рассчитывала вернуться в СССР, но планам не дано было осуществиться – Айседора Дункан трагически погибает в автомобильной катастрофе в сентябре 1927 г. в Ницце. Приемная дочь Айседоры, Ирма, оставалась в Москве и руководила школой. Администратором был женившийся на ней секретарь Дункан – Илья Шнейдер (прим.: автор воспоминаний об американской танцовщице и Сергее Есенине) .

В концертном репертуаре школы были «танцы красной туники», которые поставила еще Айседора на песни «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка», «Варшавянка». В некоторых из них девушки и танцевали, и пели. Школа много гастролировала, добравшись до Китая. В 1927 году, обсуждалось будущее студии. Медики придирались к нарушениям норм гигиены – дети поют, лежа на полу. В ответ Ирма говорила: «Дети должны глотать пыль, как глотают угольную пыль рабочие Донбасса». Было решено, что школа-студия останется в качестве «лаборатории героических мотивов». В 1929 году, после отъезда Ирмы, школа стала называться «Концертной студией Дункан». В таком виде она просуществовала еще два десятилетия и закрылась – отчасти в результате ареста Шнейдера, отчасти потому, что первые ученицы выросли и покинули труппу. Более же всего из-за того, что – по словам самой Дункан – ее искусство «было цветом эпохи, но эпоха эта умерла».

Региональный центр Президентской библиотеки представляет появившийся в фонде «Пушкинки» ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ с реальными ОТЗЫВАМИ ЗРИТЕЛЕЙ о выступлениях и гастролях коллектива «Школы пластического танца Айседоры Дункан» в городах России (в том числе и в Омске) и за рубежом. ПОЧИТАТЬ книгу по ССЫЛКЕ можно – ЗДЕСЬ.

Приятного просмотра, ярких впечатлений и интересных открытий!

Узнать больше информации об интересных книгах «Электронной библиотеки», знаменательных и памятных датах в истории России можно в официальной группе Омского регионального центра Президентской библиотеки «ВКонтакте». Здесь специалисты Пушкинской библиотеки каждый день знакомят своих читателей с настоящими книжными находками и не только. Присоединяйтесь.

 
Поделиться:
   
Во время посещения данного сайта, Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.