Высокое искусство революционного танца или заурядный концертный ансамбль?
Возрастная маркировка: 16+
В наше время ее считают родоначальницей танца «модерн» и гением хореографии, а в начале XX века её имя было синонимом танца, выступления вызывали восторг у одних и раздражение у других. В 1921 году американка Айседора Дункан при поддержке советского правительства и лично наркома просвещения Анатолия Луначарского открыла в России танцевальную школу, которая после гибели создательницы просуществовала несколько десятков лет, трансформировавшись из «лаборатории героических мотивов» в обычный концертный ансамбль.
Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в 2 года. В 6 лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии. В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений. Танец был для Айседоры больше, чем просто танец, она создала собственную философию естественности и свободы. Хореограф писала в статье «Искусство танца» в 1913 г.
«Для меня танец не только искусство, позволяющее человеческой душе выявиться в движениях, но он еще и основа целой концепции жизни, более утонченной, более гармоничной, более естественной… Ни в чем природа не совершает скачков; между всеми моментами и состояниями жизни существует последовательность, которую должна свято соблюдать в своем искусстве и танцовщица, иначе она превратится в неестественную, лишенную истинной красоты, марионетку. Искать в природе наиболее прекрасные формы и находить движение, которое выявляет душу этим форм, – вот искусство танцовщицы».
Айседора долгие годы была искренне влюблена в Россию. Поэтесса Наталья Крандиевская-Толстая пишет в мемуарах, что «отношение Дункан ко всему русскому было подозрительно восторженным». В 1921 году нарком просвещения Анатолий Луначарский и председатель «Спортинтерна» Николай Подвойский обещали ей организационную и финансовую поддержку в организации школы. Айседора была в восторге, она говорила:
«Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира..!»
Школа танцев была мечтой всей жизни американки. Она с радостью погрузилась в ее воплощение в Советской России, не предполагая, во что трансформируется в будущем чистая идея о «создании и воспитании нового человека» (с). Дункан понимала, что деньги на реализацию своей мечты придется заработать самой, и в 1922 году танцовщица отправилась в турне по США и Европе. Вместе с ней был и знаменитый русский поэт Сергей Есенин. Они познакомились в 1921 году в мастерской художника-авангардиста Жоржа Якулова, и между ними мгновенно вспыхнула любовь. Есенин стал ее первым и единственным законным супругом.
Открытие школы танцев в Советской России во время Гражданской войны, разрухи и голода кажется почти невероятным. Удивительно, что в переживающей жилищный кризис Москве, советские начальники нашли помещение для школы Дункан, приспособив для этого старинный особняк на Пречистенке. Осенью 1921-го года в газете появилось объявление об открытии школы. Обучение танцу по методике Айседоры Дункан начиналось с освоения самых простых элементов, прыжков, марша, бега и ритмичной ходьбы. День воспитанниц был полностью расписан: пластическая гимнастика, плавание, языки и общие предметы. Курс обучения был рассчитан на 7 лет. Первый этаж школы был отведен под учебные классы и тренировочные залы, а второй – под спальни. Воспитанницы, одетые в алые туники и хитоны, танцевали босиком – так что учреждение быстро прозвали «школой босоножек». Алый был любимым цветом Айседоры и часто присутствовал в ее сценических костюмах. Это особенно стало заметно по ее выступлениям после 1917 года в США: проникшись коммунистическими идеями, она размахивала красным шарфом и прямо со сцены заявляла: «I am red» («Я – красная»).
Первоначально детей было больше 100, позже осталось 40. Больше не удавалось прокормить и обогреть в голодной и холодной Москве 20-х годов. В 1924-м году Айседора вместе с учениками отправляется в Киев дать несколько концертов. Но финансовое положение предприятия это не улучшило, так как приходилось много тратить на проживание. Поэтому великая танцовщица принимает решение отправить своих учеников обратно в Москву, а сама отправляется в тур по Поволжью, Туркестану и Уралу, чтобы заработать денег, взяв с собой только пианиста Марка Мейчика и менеджера Зиновьева.
Во время гастролей школы в 20-30-х годах воспитанницы Дункан выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у тогдашнего советского зрителя. Но государственной поддержки не хватало, и необходимость заработать средства на школу стала одной из причин, вынудивших Айседору отправиться в гастрольное турне по США и Европе. При этом она рассчитывала вернуться в СССР, но планам не дано было осуществиться – Айседора Дункан трагически погибает в автомобильной катастрофе в сентябре 1927 г. в Ницце. Приемная дочь Айседоры, Ирма, оставалась в Москве и руководила школой. Администратором был женившийся на ней секретарь Дункан – Илья Шнейдер (прим.: автор воспоминаний об американской танцовщице и Сергее Есенине) .
В концертном репертуаре школы были «танцы красной туники», которые поставила еще Айседора на песни «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка», «Варшавянка». В некоторых из них девушки и танцевали, и пели. Школа много гастролировала, добравшись до Китая. В 1927 году, обсуждалось будущее студии. Медики придирались к нарушениям норм гигиены – дети поют, лежа на полу. В ответ Ирма говорила: «Дети должны глотать пыль, как глотают угольную пыль рабочие Донбасса». Было решено, что школа-студия останется в качестве «лаборатории героических мотивов». В 1929 году, после отъезда Ирмы, школа стала называться «Концертной студией Дункан». В таком виде она просуществовала еще два десятилетия и закрылась – отчасти в результате ареста Шнейдера, отчасти потому, что первые ученицы выросли и покинули труппу. Более же всего из-за того, что – по словам самой Дункан – ее искусство «было цветом эпохи, но эпоха эта умерла».
Региональный центр Президентской библиотеки представляет появившийся в фонде «Пушкинки» ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ с реальными ОТЗЫВАМИ ЗРИТЕЛЕЙ о выступлениях и гастролях коллектива «Школы пластического танца Айседоры Дункан» в городах России (в том числе и в Омске) и за рубежом. ПОЧИТАТЬ книгу по ССЫЛКЕ можно – ЗДЕСЬ.
Приятного просмотра, ярких впечатлений и интересных открытий!
Узнать больше информации об интересных книгах «Электронной библиотеки», знаменательных и памятных датах в истории России можно в официальной группе Омского регионального центра Президентской библиотеки «ВКонтакте». Здесь специалисты Пушкинской библиотеки каждый день знакомят своих читателей с настоящими книжными находками и не только. Присоединяйтесь.