Раздел: Памятники → Памятники архитектуры
Пожарная каланча (1915)
(ул. Интернациональная, 41)
За всю свою историю Омск неоднократно горел. Город терпел огромные убытки от частых пожаров, которые уничтожали иногда до половины деревянных построек. В начале XX в. среди значимых зданий пострадали театр, дом М. Шаниной на Любинском проспекте и гостиница «Россия». До места бедствия пожарные команды добирались около 45 минут. Во время тушения кровли гостиницы «Россия» пожарные рукава оказались неисправными и слишком короткими, кроме того, на морозе они могли работать только два часа, после чего переставали пропускать воду. «Огонь нанес значительные повреждения из-за позднего подъезда пожарных», говорилось в докладе членам Омской городской управы. Обстоятельства вынудили Думу предпринять конкретные действия к улучшению пожарного дела в городе.
На тот момент в Омске уже была деревянная пожарная каланча высотой 20 аршин (14,2 м) на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная). К 1910-м гг. она обветшала и качалась от ветра, «сильно сгнила, осела в углах и имеет подставки под потолки». В невысоком деревянном здании каланчи несли службу представители местной инвалидной команды – «первые омские пожарные». Уездные инвалидные команды в то время формировались из числа военных ветеранов (прослуживших не менее 15-ти лет), либо признанных негодными к полевой службе. По распоряжению генерал-губернатора в пожарные зачислялись те, кто был «в состоянии управлять заливными трубами и способен к изучению сего искусства». Пожарные проходили специальную подготовку. В 1865 г. из Москвы прибыли опытные пожарные специалисты: унтер-офицер Осип Иванов, пожарные Василий Артеменко и Андрей Коробов, которые проводили в Омске учения.
В марте 1912 г. Дума издала постановление о пожарной безопасности, которое предусматривало строительство только каменных зданий на крупных магистралях города. Необходимость строительства новой пожарной каланчи была очевидна, поэтому 31 июля 1912 г. (здесь и далее указан старый стиль) Омская городская дума вынесла решение о строительстве каменной пожарной каланчи и пристройки к ней на шесть конно-бочечных ходов.
Гражданский инженер и архитектор Илиодор Геннадьевич Хворинов (1835-1914), автор проектов дома М. Шаниной (1898), Омского академического театра драмы (1905), гостиницы «Россия» (1906), Омского женского епархиального училища (1909), составил чертёж и смету на строительство в 7408 руб. Однако желающих выполнить работу за такие деньги не нашлось. Повторные торги (первые не состоялись из-за неявки подрядчиков) провалились: предприниматели отказались начинать строительство по предложенным сметным ценам. Торги были перенесены на будущий год ввиду окончания строительного сезона.
В московском акционерном обществе машиностроительных заводов «Густав Лист» для будущей каланчи были заказаны выдвижная пожарная лестница французского типа (двухколенная, длинной 18 аршин) и паровая машина. В 1913 г. Управа была вынуждена пересмотреть смету и «исправить её согласно современным справочным ценам». Городской архитектор П. Ф. Горбачев увеличил смету до 10107 руб., а также повысил глубину заложения фундамента под лестницей – с 1 аршина до 0,5 сажени (с 71 см до 1,06 м), заменил в перекрытиях ребристые своды Монье на плоские железобетонные.
На торгах 1914 г. подрядчик был найден. Им стал крестьянин Нижегородской губернии Михаил Андреевич Кузнецов, предложивший наименьшую цену – 12900 руб. за все постройки. Договор, заключённый с М. А. Кузнецовым, обязывал подрядчика, приступить к работам через три дня, и закончить постройку каланчи к 10 сентября 1914 г. Однако сроки выполнить не удалось – строительство было закончено только в сентябре 1915 г. Заминка была вызвана дополнительными работами и задержкой поставки оборудования: началась Первая мировая война и отправка в Омск пеногонной трубы от АО «Машиностроительные заводы Густава Листа» состоялось значительно позднее.
Первоначально проектная высота каланчи составляла 28 аршин и 5 вершков (около 20,1 м), но с 1908 г. в Омске начали появляться высокие здания, среди которых 3-этажный дом АО «Эльворти» (Тарская, 6), «Саламандра» (Музейная, 4), доходный дом А. Печокас (Орджоникидзе, 14) и многие другие. Архитектор П. Ф. Горбачев предложил Городской управе увеличить высоту каланчи на 1,4 сажени (3 м), т.е. на высоту жилого этажа среднего дома, что увеличивало стоимость работ на 631 руб. Решение о выделении нужной суммы было утверждено только 19 августа 1914 г.
Приемочная комиссия 28 августа 1915 г. (10 сентября по н. ст.) вынесла следующий вердикт: «Каланча «…» сделана во всем согласно планов, смет и контракта от 26 апреля 1914 г., работы признаны сделанными удовлетворительно и из доброкачественных материалов». Однако было замечено, что в квартире брандмейстера отсутствуют необходимые кладовки, не предусмотренные планом, которые комиссия постановила достроить сверх сметы. Городская управа рассмотрела 22 сентября 1915 г. «Акт осмотра и приемки работ от М. А. Кузнецова» и 24 сентября с ним был произведен окончательный расчет.
Пожарная каланча выкладывалась из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундамент был заложен на разной глубине в зависимости от объёмов невесомых частей. Главная цилиндрическая часть, содержащая винтовую лестницу на смотровую площадку диаметром 5 м, покоилась на Т-образном основании, которое включало: на первом этаже помещение для паровой машины, на втором этаже – бывшую квартиру семьи брандмейстера и примыкающий к ним с севера кубический объём для двухмаршевой лестницы.
Смотровая площадка была огорожена коваными перилами. Деревянная застеклённая башенка в центре площадки служила убежищем для дежурного. Этажи разделены профилированным карнизом. Центр фасада второго этажа выделили сдвоенными рустованными пилястрами, более широкие пилястры обрамляли и углы фасада.
Пространство башни визуально делилось на три яруса поясками-карнизами. На уровне верха щелевидных окон башни видна перемена цвета кирпичной кладки, вызванная задержкой строительства из-за переработки проекта в 1914 г.
Здание каланчи было спроектировано в стиле поздней эклектики, в русле развития неорусского стиля, в котором гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон второго этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля, они доминируют в образном впечатлении каланчи, которое усилено и цветовым решением, восходящим к прообразам русской архитектуры XVII в. – сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.
Каланча использовалась по прямому назначению до сороковых годов XX в. С неё как на ладони был виден весь город, дежурные наблюдатели менялись каждые два часа. Непосредственно рядом с каланчой располагалась пожарная часть № 2, а первая находилась на месте нынешнего музыкального театра.
Если замечался пожар, звучал удар колокола, в воздух выпускался воздушный шар, а на каланче вывешивался определенный вымпел. Шары обозначали уровень сложности пожара, а вымпел указывал на ту пожарную часть, которой предстояло выезжать на борьбу с огнём. За каждой частью был закреплён свой участок города. Помимо цвета вымпела, части различались также мастью лошадей: вороные, гнедые и в «яблочко».
Во время тревоги на первом этаже открывались большие ворота, откуда выезжала пожарная команда: на отдельной повозке, а следом кони везли телеги с бочками и лестницами. Два огнеборца ехали вперёди верхом, чтобы расчистить дорогу для пожарной команды.
В 1936 г. перед каланчой по ул. Интернациональная проложили трамвайные пути, мешающие выезду пожарных автомобилей. До 1950-х гг. пожарную каланчу использовали как наблюдательную вышку. Позднее в здании каланчи расположились служебные квартиры и арку заложили кирпичом, превратив в окно.
Дважды пожарная каланча находилась под угрозой сноса: сначала на месте каланчи планировалось строительство второй очереди пятиэтажного жилого дома (ул. Интернационая, 35), затем здание препятствовало новому почтамту, чья архитектура противоречила облику каланчи. От сноса её спас первый секретарь Центрального райкома партии КПСС Николай Владимирович Кукель-Краевский, который договорился о создании новой привязки здания почтамта комсомольцами института «НовосибТИЗИС».
В 2006 г. фирмой «Стройподряд» проведены реставрационные работы, которые вернули каланче первоначальный облик. Во время реставрационных работ была воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находившейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасаде.
В здании располагается музей истории развития пожарного дела в Омской области. В нём можно увидеть экспонаты пожарной техники начала XX в. и снаряжения пожарных. На первом этаже воссоздан дежурный пост, установлен старинный пожарный насос, размещены манекены в старинной пожарной форме. Экспонаты можно увидеть с улицы сквозь стеклянные двери.
В 2002 г. на смотровой площадке был установлен манекен, способный менять позы благодаря гибким конечностям. Брезентовый костюм защищает его от любых погодных условий. Во время установки манекен получил имя Кузьмы (Кузьмич, дядя Кузьма), однако со временем прозвище сменилось. Теперь бессменного пожарного называют Василич, как дань уважения руководителю пожарной охраны, при котором он был установлен – Сергею Васильевичу Куянову. Также существует версия, будто Василичем звали одного из трёх пожарных, прибывших в Омск обучать первую пожарную команду, и нынешний манекен приобрёл имя с исторической составляющей.
С 1980 г. пожарная каланча признана памятником архитектуры регионального значения, на мемориальной доске значится имя её создателя – Илиодора Геннадьевича Хворинова.
Пожарная каланча является одним из главных символов г. Омска.
Материал подготовила В. Кайдалова, студентка ОмГУ
Библиография
Кудринский В. Ф. Пожарная каланча. 1915. Архитектор И. Г. Хворинов. Ул. Интернациональная, 41; ранее – Александровская: [фот.] // Поэзия знакомого ландшафта: ом. архитектура конца XVIII - XX вв.: [фотоальбом] / фотохудож. В. Ф. Кудринский. – Омск, 2000. – С. 118.
Коненко А. Пожарная каланча. 1915: [репрод.] // Омск глазами художника Анатолия Коненко: [альбом] / предисл. Г. С. Лубышева, В. С. Вайнермана. – Омск, 2003.– С. 26, 35. – (Из б-ки Омскпромстройбанка).
Кудринский В. Ф. Бывшая пожарная каланча на Александровской улице. 1915. Авт. проекта архитектор И. Г. Хворинов. 1912. Реализация П. Ф. Горбачева. Ул. Интернациональная, 41: [фот.] // Омск... волею Петра Великого: [архитектур. образы трех столетий] / фотохудож. В. Кудринский; авт. текста И. Девятьярова. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – Омск, 2005. – С. 112.
[Пожарная каланча]: [фот.] // А. М. Луппов. Жизнь, как созидание, 1950-2009 гг.: [фотоальбом]. – Омск, 2010. – С. 131.
* * *
Баркова Н. День рождения... каланчи // Веч. Омск. – 1995. – 23 сент.
Пиндюк Е. В темноте ночи увидим красоту // Веч. Омск. – 1997. – 6 авг. – С. 2.
Яневская С. Архитектор Иллиодор Хворинов // Веч. Омск. – 1998. – 29 дек. – Ил.
Накануне революции (1901-1917 годы) // История омской пожарной охраны / Сергиенко Е. И. – Омск, 1998. – Ч. I: 1716-1945 гг. – С. 35-44.
Черткова А. Возвели на всякий пожарный случай... // НОС: Новое омское слово. – 1999. – 28 апр. (№ 17). – С. 2.
Банников Д. Строитель дворцов // Моск. комсомолец в Омске. – 2001. – 14-21 июня (№ 24). – С. 12: ил. – (Омск в «Моск. комсомольце»).
Гвоздев Б. Роковые знаменья // Картины родного края. – Омск, 2001. – С. 104-105.
Березовский Н. Все видит парень с каланчи, и спят спокойно омичи // Вся губерния [Омск]. – 2002. – 26 июня. – С. 12: ил.
Бродский И. Е. Пожарная каланча: 90 лет со времени постройки (1915) // Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья, 2008 / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина. – Омск, 2004. – С. 105-106.
Бобинова А. Испытано огнем и временем // Криминал-экспресс [Омск]. – 2005. – 27 апр. (№ 17). – С. 3: ил.
Волгина Я. В пожарной каланче «поселят» брандмейстера // Бизнес-курс [Омск]. – 2005. – № 19 (25 мая). – С. 80.
Пизанская башная в центре Омска // Аргументы и факты. – 2005. – № 17. – Прил.: с. 3: ил. – (Аргументы и факты в Омске ; № 17).
Городская каланча «в макияжном состоянии» // Стройка в Омске. – 2005. – 29 авг. - 4 сент. (№ 34). – С. 17.
На именинах каланчи // Ом. правда. – 2005. – 31 авг. – С. 2: ил. – (Намедни).
Павлова Е. У каланчи - юбилей! // Новое обозрение-Версия [Омск]. – 2005. – 31 авг. - 6 сент. (№ 34). – С. 6: ил.
Демина Е. Мне сверху видно все, ты так и знай! // Четверг [Омск]. – 2005. – 1 сент. (№ 35). - С. 3: ил.
Панасенков В. «Тело» башни отметило 90 лет // Стройка в Омске. – 2005. – 12-18 сент. (№ 36). – С. 24-25: ил.
Черткова А. «Старушка» отметила юбилей // Веч. Омск. – 2005. – 31 авг. – С. 6-7: ил. – (Неделя).
Гоношилов В. Родом из моряков // Ом. правда. – 2006. – 1 марта. – С. 12: портр. – (Намедни).
Каланча обновляется // Ом. правда. – 2006. – 7 июня. – С. 2. – (Намедни).
Мотовилов А. Пожарный талисман / А. Мотовилов, Л. Горбачева // Четверг [Омск]. – 2006. – 8 июня (№ 23). – С. 3: ил.
Реставрация башни // Строй-газета [Омск]. – 2006. – 3 июля (№ 26). – С. 13.
Граф Н. Новая жизнь старушки-каланчи // Веч. Омск. – 2006. – 1 сент. – Ил.
Каланча не роскошь // Строй-газета. – 2006. – 11 сент. (№ 36). – С. 17.
Панасенков В. Последнее творение Илиодора Хворинова // Строй-газета [Омск]. –2006. – 11 сент. (№ 36). – С. 24-25: ил.
Бродский И. Капитально омолодили / И. Бродский, А. Твердовский // Труд-7. – 2006. – 20-26 сент. – С. 6: ил.
Достопримечательности // Омская область: [Омск, Тара, Большеречье, Исилькуль, Калачинск, Тюкалинск, Окунево, Ачаир. монастырь, Иртыш, Большие Крутин. озера]: путеводитель. – М., 2006. – С. 103-105: ил.
Булатова Е. Каланча. На всякий пожарный / Е. Булатова, П. Брычков // БК-РИЭЛТ [Омск]. –2007. – № 3 (июль). – С. 104-107: ил.
Башни города: Пожарная каланча. Водонапорная башня / материал подгот. С. Черноок // Элит. недвижимость в Омске. – 2007. – № 10. – Прил.: с. 97-100: ил. – (Энцикл. ом. архитектуры).
Хахаева Ж. Из истории зданий пожарной каланчи в Омске в XIX-XX вв. // Историко-культурное наследие Омского Прииртышья: сб. науч. тр. – Омск, 2010. – Вып. 4. – С. 78-92: ил. - Библиогр. в конце ст.
Чупринова Е. А. Городскими маршрутами: памятники архитектуры города Омска: экскурсия //Омская библиотечная панорама / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина. – Омск, 2009. – Вып. 10. – С. 97-103. – Библиогр.: с. 102-103.
Моренис Ю. Счастливая история одинокой красавицы // Веч. Омск. – 2012. – 22 авг. (№ 34). – С. 9: ил.
Каланча - красавица // Ом. правда. – 2012. – 14 нояб. – С. 23: ил.
Пожарная каланча, 1915 // Памятная книжка Омской области, 2011 / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Ом.обл. – Омск, 2012. – С. 172: ил.
Пожарная каланча // Группа предприятий «Стройподряд», 25 лет: юбил. изд. – Омск, 2014. – С. 60-61: цв. ил.