Раздел: Памятники Памятники архитектуры

Омский драматический театр (1905)

(ул. Ленина, 8а)

Здание Омского академического театра драмы – достопримечательность Омска. Оно появилось в самом начале XX в. и было третьим по счету, специально построенным для театра. Прежние здания были деревянными. Идея постройки стационарного каменного здания обсуждалась в среде городской интеллигенции несколько десятилетий. В 1898 г. Омская городская дума объявила конкурс среди омских архитекторов на проект здания городского театра. Победителем конкурса в 1899 г. стал известный в городе гражданский инженер и архитектор И. Г. Хворинов (1835-1914), который впоследствии стал и производителем строительных работ. Дума выделила лишь часть нужной суммы – 100 тысяч рублей (смета насчитывала 114 540 руб.). Остальную часть в дальнейшем собрали горожане.

В июле 1901 г. состоялась закладка фундамента на Базарной площади. Здание театра было построено в стиле эклектики из профилированного красного кирпича с белыми полосами швов, придававшими постройке живописность и праздничность. В соответствии с проектом здание получило сложный многоступенчатый силуэт, разнообразную форму куполов и обилие внешнего декора. Оно логично продолжило «эклектичную тему» фасадов Любинского проспекта, формирующих единую красную линию. Компактная цельность здания, выразительная игра его объемов и уникальность деталей придала сооружению исключительное своеобразие.

 

Пространственная структура театра состоит из ряда больших и малых объемов, скомпонованных в соответствии с принципом центрально-осевого построения. Постепенно нарастая по высоте, основные объемы словно нанизываются на главную ось: портик с аркадой и открытой террасой над ним; помещение фойе, увенчанное четырехгранным усеченным французским куполом; зрительный зал под цилиндрическим сводом с «главкой» и вспомогательные службы при обычной двускатной крыше. Сложный объем здания усиливают ризалиты, завершающиеся малыми куполами с круглыми люкарнами (оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии), и одноэтажные помещения магазинов. Для оформления фасада архитектор использовал высокие арки и массивные пилоны главного входа, изящные колонны, обрамляющие большие окна.

Основные работы на здании театра были завершены к 1902 г., но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулось до середины 1905 г. Первое время стены театра не были оштукатурены. В 1915 г. фасады оштукатурили и украсили барельефами и скульптурами. На главном фасаде, на уровне второго этажа, в нишах установили бюсты двух великих русских писателей – А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. На специальной площадке позади фронтона главного фасада установили аллегорическую фигуру «Крылатого гения», олицетворяющего Славу. Автор бюстов и «Крылатого гения» – талантливый чешский скульптор В. Ф. Винклер (1884-1956), попавший в Омск в качестве военнопленного в годы Первой мировой войны. Объемно-пространственное решение и декор фасадов омского театра выполнен с доминированием барочных форм и деталей. Раскрепованные фасады (раскреповка - способ пластического тектонического членения фасада), купола сложных форм, собранные попарно колонны, затейливые лучковые фронтоны представлены в эклектическом союзе с элементами раннего классицизма (гирлянды цветов и фруктов, ленты, скрещенные музыкальные инструменты, крылатые кони-пегасы). В обилии декоративных элементов разных стилевых систем заложена красота здания и его основная идея в понимании архитектора-эклектика И. Г. Хворинова. Архитектурные элементы стилей барокко и классицизма в свободном смешении придали зданию европейский лоск.

Зрительный зал был рассчитан на 829 человек и включал в себя партер, бенуар, бельэтаж, два яруса балконов. Зал опоясывала галерея. На втором этаже здания располагалось праздничное фойе, выходящее на широкий балкон главного фасада, и еще 26 различных помещений служили для нужд публики, артистов и музыкантов. Однако интерьеры фойе и зрительного зала театра были достаточно скромны. Лишь губернаторская ложа, украшенная коринфскими колоннами и профилированным аттиком с валютами, да барьер бельэтажа имели лепной декор. Ложа бенуара и второй ярус были оформлены только тягами и филенками. Главным украшением зала был купол с декоративным решетчатым плафоном и люстрой. Верхние ярусы балконов были рассчитаны на публику более низких сословий. Для нее были предусмотрены боковые изолированные входы в театр, отдельные гардероб, буфет и уборные.

 

Стремление зодчего сделать здание городского театра не только представительным и красивым, но в то же время и современным сказалось на его конструктивных особенностях и инженерной оснащенности. Подшивной потолок зрительного зала крепился деревянными балками к большепролетным металлическим фермам, перекрывавшим его пространство. Инженер И. Г. Хворинов создал для театра уникальную систему удержания центрального купола и люстры: она и сейчас продолжает исправно служить. Отличительная особенность театрального зала – блестящая акустика. Хорошему звучанию служат плавное полукружие зрительного зала, точно спланированный купол, тщательный подбор отделочных материалов стен. При строительстве под дубовым полом было устроено дополнительное пространство, своеобразная деревянная мембрана, по форме напоминающая балалайку. Она и усиливает звук. В отличие от зала, в других помещениях полы устилались горным битумом, что являлось в то время модной новинкой. Свидетельством заботы о зрителях являлась оригинальная система вентиляции и отопления. Освещался театр с помощью собственной электростанции. В здании предусматривались помещения для сдачи в аренду под магазины частным предпринимателям. Здесь торговали красками, обоями, олифой, галантерейными товарами. На старых фотоснимках видны крупные рекламные надписи известных в городе фирм. Городские власти имели доход от освещения театра и его торговых площадей, таким образом компенсируя расходы на строительство здания.

 

Торжественное открытие нового здания театра состоялось 24.09(7.10).1905 г. В 12 часов дня в присутствии акмолинского военного губернатора Л. Я. Романова и других военных, представителей печати, местной интеллигенции и всего состава актеров театр был освящен. После церемонии присутствующим предложили шампанское и завтрак. Вечером публике показали гоголевского «Ревизора» в исполнении труппы приезжего антрепренера Е. М. Долина.



Уже в первое десятилетие существования нового здания началась история его перепланировок. Современники критически высказывались о планировочных погрешностях театра, считая его главным недостатком расположение лож «не по окружности, а по сторонам цилиндра», что затрудняло обзор сцены. Уже в 1915 г. со стороны заднего фасада были сооружены помещения для складирования декораций. В 1932-1933 гг. убрали магазины. За счет них расширили вестибюль, пробили двери на боковых лестницах. Ранее изолированную галерею соединили с буфетом и фойе. Были оборудованы новые театральные мастерские. В 1933 г. со здания театра исчезла статуя «Крылатого гения». По одной версии, статую снесло ураганом, по другой – власти сняли скульптуру по идеологическим соображениям. В 1987 г. по старым фотографиям скульптуру удалось восстановить с некоторыми изменениями. Сейчас фронтон театра украшает крылатая женская фигура с лирой в поднятой руке (скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов). В 1983 г. были заново отлиты бюсты А. П. Чехова и Л. Н. Толстого (скульптор В. А. Шамардин, реставратор Т. В. Шамардина). Реконструировалась и театральная сцена. Первоначально основная (большая) сцена театра была неподвижна. Вращающийся сценический круг появился лишь в 1927 г. вместе со спектаклем В. Киршона «Рельсы гудят». Долгое время устройство приводили в движение рабочие, находившиеся под сценой. В 1964 г., после новой реконструкции, круг стал передвигаться механически. В 1972 г. к зданию пристроили помещения для хранения декораций и большой репетиционный зал. В 1991 г. зал был реконструирован под малую сцену. Для зрителей Камерная сцена им. Т. Ожеговой открылась 27 декабря 1991 г. спектаклем «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете» П. Хакса.

В 2001-2004 гг. была проведена серьезная реконструкция театра. Она закончилась в декабре 2004 г., в канун 100-летнего юбилея театрального здания. Реставрационные работы были максимально щадящими для работы театра и его труппы. Основная сцена не функционировала всего несколько месяцев (лето-осень 2004 г.). Во время реконструкции здания укрепили фундамент, заменили систему коммуникаций, обновили фасады и кровлю. Появились специальные подъезды для зрителей-инвалидов. Театр оснастили современными системами видеонаблюдения и пожаротушения, При участии австрийских, израильских и японских фирм модернизировали световое и звуковое оборудование, создали студии звуко- и видеозаписи. Зрительный зал получил новый дубовый паркет, кресла испанского производства, чешские светильники и люстры. Люстра зрительного зала в значительной степени повторяет форму прежней. Пол фойе второго этажа выложен итальянским гранитом. При реставрации лепных украшений лож второго яруса строители обнаружили несколько масок, скрытых под слоем многочисленных забеливаний.

 

Стены театра помимо спектаклей видели многое за годы своего существования. В 1917 гг. здесь проводились революционные митинги, распространялись листовки. В 1919 г. помещение театра было на короткое время реквизировано и занято подразделением армии адмирала А. В. Колчака. В 1941-1943 гг. в здании работал эвакуированный из Москвы театр им. Е. Вахтангова. В стенах театра работали выдающиеся режиссеры и актеры: В. Д. Торский, Л. С. Сомборская, Е. Р. Хигерович, Я. М. Киржнер, А. Ю. Хайкин, С. В. Мишулин, В. Я. Дворжецкий, С. В. Филиппов, Т. А. Ожигова и др. Непрерывная нить истории Омского драматического театра продолжается, продолжает жить и его здание.

 

Библиография

Кудринский В. Ф. Театр. 1996 : [фот.] // Кудринский В. Ф. Моя Сибирь = My Siberia : [фотоальбом]. - 2-е изд. - Омск, 1998. - С. 108: ил.

Коненко А. Академический театр драмы. 1904 : [репрод.] // Омск глазами художника Анатолия Коненко : [альбом] / [предисл.] Г. С. Лубышева, В. С. Вайнермана. - Омск, 2003. - С. 9, 16. - (Из библиотеки Омскпромстройбанка).

[Омский драматический театр] : [дорев. фот.] // Архитектура и стр-во Ом. обл. - 2004. - № 6 (сент.). - С. 11.

Кудринский В. Ф. Академический театр драмы, ул. Ленина, 8а. 1904. Архитектор И. Г. Хворинов : [фот.] // Поэзия знакомого ландшафта = Poetry of a familiar landscape : ом. архитектура конца XVIII-начала XXI в. : [фотоальбом] / [фотохудож. В. Ф. Кудринский ; ред.-сост. и авт. текста И. Г. Девятьярова]. - Изд. 2-е, доп. - Омск, 2004. - С. 98-99.

Кудринский В. Ф. Омск. Академический театр драмы. 1904. Архитектор И. Г. Хворинов : [открытка] // Омск, 288 : [открытки] / [ред. И. Г. Девятьярова ; фот. В. Ф. Кудринский]. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - [Омск], 2004. - Отд. л.

Зданию Омского академического театра драмы - 100 лет [набор художеств. открыток ] : / фот. А. Кудрявцева ; авт. ст. С. Яневская. - Омск : [б. и.], 2005. - 21 отд. л. в обл. + 1 отд. л. ст.

Кудринский В. Ф. Академический театр драмы, ул. Ленина, 8а. 1904. Архитектор И. Г. Хворинов ; Крылатый гений на фасаде академического театра драмы. 1987. Скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов ; Академический театр драмы. Интерьеры. Автор проекта реставрации архитектор Т. П. Малиновская. 2004 : [фот.] // Омск... волею Петра Великого : архитектур. образы трех столетий / фотохудож. В. Кудринский; авт. текста И. Девятьярова. - 3-е изд., перераб. И доп. - Омск, 2006. - С. 70-73.

Омский академический театр драмы : [фот.] // Панорама музыкальных театров : I Всерос. фестиваль, Омск, 6-25 июня 2006 г. : [альбом / фотоил.: М. Алаев и др.]. - Омск, 2006. - С. 74-75.

Петров А. [Омский академический театр драмы] : [открытка] // Омск : [комплект открыток] / текст: Л. Першина; фот.: А. Петров. - Омск, 2009. - Отд. л.

* * *

Яневская С. О нашем здании // Рос. газ. - 1995. - 6 окт. - С. 16: ил. - (Театр. разъезд; № 5)

Шихатов И. Возвращение Крылатого Гения // На ветрах времени : ом. журналистика: вчера, сегодня, завтра. - Омск, 1999. - С. 162-164: ил. - (Библиотека журналиста).

Першина Л. И да хранит театр его крылатый гений // Новое обозрение-Версия [Омск]. - 2000. - 29 нояб.-5 дек. (№ 46). - С. 8: ил.

Першина Л. За драмтеатр спасибо славному омскому купечеству! // Новое обозрение – Версия [Омск]. – 2001. – 25-31 июля (№ 28). – С. 8: ил.

Васильева С. Вторая молодость в 100 лет // Ом. вестн. - 2004. - 15 дек. - С. 4-5: ил.

Иллиодор Геннадиевич Хворинов // Омский академический от истоков / сост. С. В. Яневская. - Омск, 2004. - С. 13: портр.

Кудрявцева А. Театральная жемчужина Омска // Стройка в Омске. - 2005. - 24-30 янв. (№ 3). - С. 14.

Куницын В. Омская драма - архитектурная и творческая жемчужина Сибири // Третья столица [Омск]. - 2005. - 13 окт. (№ 24). - С. 10: ил.

[8 июля 1901 года...] // Письма из театра / Ом. акад. театр драмы. - Омск, 2005. - № 26 (апр.). - С. 1-10: ил.

Здание Омского академического театра драмы / материал подгот. С. Черноок // Элит. недвижимость в Омске. - 2006. - № 5.- Прил.: с. 41-44: ил.; № 6.- Прил.: с. 45-48: ил.- (Энцикл. ом. архитектуры).

Шипилова Т. Достояние области // Ом. правда. - 2005. - 12 окт. - С. 1. - ( Намедни).

Городской театр // Омская область : [Омск, Тара, Большеречье, Исилькуль, Калачинск, Тюкалинск, Окунево, Ачаир. монастырь, Иртыш, Большие Крутин. озера] : путеводитель / [сост. А. Юдин]. - М., 2006. - С. 70-71.

Иванова В. Непровинциал // Комс. правда. - 2007. - 22 февр.-1 марта. - С. 32: ил.

Здание Омского городского театра / материал подгот. С. Черноок // Культура Омского Прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство : хрестоматия / Ин-т развития образования Ом. обл. - Омск, 2007. - С. 30-32.

Гуменюк А. Н. Городской театр в Омске - памятник архитектуры "столичного образца" // Дизайн, искусство, архитектура: весь мир - театр: материалы междунар. круглого стола. - Омск, 2009. - С. 13-16: портр., ил. - Загл. обл.: Искусство, архитектура, дизайн: весь мир - театр.

Здание театра // Энциклопедия Омской области. – Омск, 2010. – Т. 1. – С. 375: ил.;

Лосунов А. Омск архитектора Хворинова // Nota bene. Особое внимание [Омск]. - 2011. - № 16 (26 апр.). - С. 52-55: ил.

Булгакова О. Где хранится жемчужина архитектуры // Новое обозрение [Омск]. - 2011. – 10 авг. (№ 38). - С. 6.

Омский драмтеатр - лучший // Четверг [Омск]. - 2011. - 20 окт. (№ 42). - С. 6: ил.

Брычков П. А. "Препятствий к постройке театра не встречается" // Омская мозаика / П. А. Брычков. - Омск, 2011. - С. 241-244: ил.

Гуменюк А. Н. [Омский театр] // Эклектика в архитектуре Омска второй половины XIX - начала ХХ веков / А. Н. Гуменюк. - Омск, 2011. – С. 33-35, 114-115: ил.

Поделиться: