Раздел: Библиография

Транспорт

Воздушная гавань, открытая векам / [Евдокимов В.А., Полоцкая В.М.]. – Омск : [б. и.] , 2009. – 200 с. : цв. ил., табл.. портр. – На обл.: К 80-летию акционерного общества «Омский аэропорт».

    Аэропорт «Омск-Центральный» - воздушные ворота Омска. Датой рождения аэропорта считается 17 мая 1929 г. История аэропорта полна и славных успехов, и суровых испытаний. Имена первых омских пилотов –    Ф. Н. Кононенко, Л. В. Лункевича, Ю. И. Редина, Яхонтова, П. Т. Полозенко - вошли в историю гражданской авиации Сибири. В юбилейном издании рассказывается об основных этапах истории предприятия. Деятельность аэропорта неразрывно связана с деятельностью наземных служб и пилотов, ведь несколько десятилетий аэропорт вместе с летными отрядами входил в состав Омского объединенного авиаотряда. Почти полторы тысячи сотрудников обеспечивают безопасность полётов, обслуживают пассажиров и воздушные суда, ведут обработку грузов и почту. В книге рассказывается о деятельности различных служб аэропорта и их сотрудниках, трудовых династиях, ветеранах и традициях предприятия. Лейтмотив издания – на Омском авиапредприятии всегда работали люди, преданные своему делу, родному предприятию и гражданской авиации.


80 лет пассажирским перевозкам в Омске, 1924-2004. - [Омск : б. и., 2004]. - [24 с.] : цв. ил., портр.

   Современную жизнь Омска невозможно представить без городского пассажирского транспорта, обеспечивающего не только нормальное развитие экономики города, но и повседневную жизнь омичей. Транспорт – это артерии мегаполиса, от надежности которых зависят успех и процветание каждого из горожан, и города в целом. Дорога на работу, поездка на дачу, реализация других жизненных потребностей омичей – результат каждодневной работы многотысячной армии водителей, диспетчеров, ремонтников, руководителей транспортных организаций г. Омска. Регулярное автотранспортное движение впервые в Сибири открылось в Омске 25 июня 1924 г. по линии «Вокзал- городской театр-завод Рандрупа (позднее им. В. В. Куйбышева)-Загородная роща». В связи с 80-летием этого события был подготовлен буклет. Одна из глав издания - «Они стояли у истоков» -  знакомит с историей развития городского пассажирского автотранспорта с 1924 по 1999 гг. Последующие главы рассказывают об истории и деятельности департамента транспорта Администрации г. Омска,  пассажирских автотранспортных предприятий (№№ 2, 4, 7, 8, 9, 10) и различных транспортных служб. В буклете даны сведения об учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта, городских конкурсах профессионального мастерства водителей пассажирских автобусов, а также  история омского электрического  транспорта (трамвай, троллейбус). Издание хорошо иллюстрировано.


 

Канаки К. В. Трамвайная мозаика : к 60-летию ом. трамвая / К. В. Канаки, О. Т. Ткаченко ; Департамент трансп. г. Омска. – Омск, 1996. – 116 с. : ил. –Библиогр.: с. 114.

   
Годом рождения омского трамвая является 1936 год, об этом говорится в большинстве газетных публикаций, посвящённых истории трамвая в Омске. Книга «Трамвайная мозаика» знакомит с историей  развития трамвая в мире,   дореволюционной России и Омске. История омского трамвая не менее насыщена и интересна, чем история появления трамваев в других регионах. Авторы издания знакомят с предысторией омского трамвая (с 1895 г.), подробно рассказывают об истории строительства трамвая в 1936 г.,  повествуют о развитии трамвайного движения в последующие годы и постсоветское время, а также говорят о его перспективах в Омске. Сейчас и представить себе невозможно, как всего век назад люди обходились без трамвая. Роль, которую он сыграл в перевозке пассажиров, а также в развитии хозяйства и благоустройства Омска трудно переоценить. Для того, чтобы пустить трамвай, в первую очередь было необходимо построить электрическую подстанцию, энергия которой, помимо основной цели, служила и другим городским нуждам. Вдоль трамвайных линий устраивалось электрическое освещение, ливневая канализация, мостились улицы или уже существующая мостовая заново усовершенствовалась, проводилась телефонная связь и сигнализация, осуществлялась интенсивная уборка улиц от снега и грязи. Многие технические и организационные нововведения при организации трамвайного движения  позже с большим успехом были применены при организации  автобусного и троллейбусного движения, а также при электрификации железной дороги. Книга построена по хронологическому принципу. Изложения материала ведется на фоне освещения общих тенденций развития электротехники и трамвайного дела. Работа написана в основном на архивных источниках, авторы широко использовали также материалы из центральной и омской периодической печати конца XIX – середины XX вв. Издание, посвящённое 60-летию реального существования омского трамвая, подробно описывает роль проектировщиков, строителей, эксплуатационников в становлении трамвайного хозяйства Омска. Многое из того, о чём рассказано в книге, никогда не было достоянием широкой публики. Авторы изложили  богатую и сложную историю омского трамвая (со своими страстями и трагедиями, неудачами и победами), что, несомненно, поможет омичам лучше узнать историю своего города.


 

 Омский речной порт. 180 лет / ОАО «Омский речной порт». – Омск : [б. и., 2014]. – 10 с. : цв. ил., портр.

 

   За 180 лет из маленькой пристани, появившейся на берегу Иртыша в 1834 г., порт превратился в один из крупнейших транспортных узлов Сибирского региона. В системе Объ-Иртышского бассейна Омский речной порт по праву является ведущим эксплуатационным предприятием. Основная задача порта – своевременная качественная доставка грузов потребителям, выполнение работ по хранению и переработке грузов, перевозке пассажиров. Выполняют эту задачу береговые подразделения и флот Омского порта. Ежедневно на причалах порта перерабатывается более 2 тысяч тонн грузов. Теплоходы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Ритмично работают грузовые комплексы, портовые службы, экипажи судов. Неузнаваемо изменился облик Ленинского административного округа благодаря жилищному строительству, которое ведет порт. В настоящее время Омский порт продолжает жить и развиваться, сохраняя традиции и дух портовиков. Книга, изданная к юбилею старейшего предприятия г. Омска, невелика по объёму, но в ней содержатся основные сведения о предприятии: краткая историческая справка; биографии речников, чьими именами названы суда флота; рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, передовиках производства, трудовых династиях; краткая информация о жилищном строительстве, которое ведёт порт.


 

Соединяя века / А. Петров, И. Спиридонов, Т. Шипилова. – Омск : Полиграф, 2005. - 192 с. : ил., цв. фотоил., портр. – Загл пер.: Омский метромост. Соединяя века.

 

С незапамятных времен мосты представляли собой не просто переправы, а сложные технические сооружения. При этом на них возлагались как прямые функции, так и чисто эстетические – мосты призваны были быть украшением местности. Вот и новый мост Омска перебросил свою стрелу через Иртыш. Строительство моста послужило поводом для издания книги «Соединяя века». Новый метромост – один из самых грандиозных объектов, возведенных над Иртышом. Он уникален не только по своей конструкции, технологии строительства, но и по красоте архитектурного замысла. С вводом метромоста в единую транспортную сеть связываются крупнейшие автомагистрали города. Строительство метромоста им. 60-летия Победы через реку Иртыш в створе ул. Фрунзе решило судьбу строительства всего омского метро, так как первая ветка метро длиной 6,9 км практически уже построена на одну треть. В книге представлена история строительства омского метрополитена, дан экскурс в историю омских переправ и мостов в дореволюционный период, начиная с наплавного моста через реку Омь (возник одновременно с подобными сооружениями Санкт-Петербурга еще в 1727 г.). Рассказывается о строительстве городских мостов в советском Омске, а также о железнодорожных мостах нашего города, других объектах транспортной инфраструктуры Омска. 

 


 

Тринадцать мгновений “Моста тысячелетия” : ом. мост им. 60-летия Победы – в фотографиях, документах, цитатах и песнях / ЗАО “Омскстроймост-Мостоотряд-63” ; сост. Т. Зенкова, С. Денисенко ; фот. Т. Зенковой, Е. Кармаева, И. Костерина и др. – [Новосибирск] : ДЕАЛ, 2005. – [99 с.] : цв. фотоил.

 

Градообразующим предприятием “Омскстроймост-Мостоотряд-63” много сделано для процветания омского мегаполиса. Практически каждый объект, возведенный специалистами мостоотряда, имеет огромную социальную значимость и становится достопримечательностью Омска. Омский метромост вошел в историю как уникальное сооружение нового века. Подобных сооружений в нашей стране нет: по существу это два моста (автомобильный и для поездов метро), объединенных одним архитектурным решением. Уникальность моста заключается как в самой конструкции, так и в способе его монтажа (надвижка пролетного строения). Мост возводился тринадцать лет, на рубеже двух веков (XX и XXI), и даже двух тысячелетий. И потому название “Мост тысячелетия” – не просто метафора, а точное и конкретное обозначение грандиозности сделанного. Создатели фотоальбома поставили перед собой задачу передать атмосферу возведения метромоста, и это им удалось в полной мере. 

 


 

Шишова Т. А. Мосты города Омска / Т. А. Шишова; лит. ред. С. Васильева, худож. С. Г. Гончаренко. - Омск : Ом. кн. изд-во, 2012. - 333, [2] с. : ил., цв. ил., портр. - Библиография. в конце книги.

   Омск – город, образованный при слиянии двух рек - Иртыша и Оми. В 1716 г. отряд И. Д. Бухгольца заложил на высоком левом берегу Оми первую Омскую крепость. И с самого рождения Омска, даже не города, а Омской крепости, - мосты стали первейшими и важнейшими сооружениями в  инфраструктуре военного укрепления и окружавших его форштадтов.  Наплавной, Андреевский, Ильинский, Железный, Понтонный, Юбилейный мосты – вся история мостостроения нашла свое воплощение в историческом центре Омска. Здесь один за другим возводили мосты, отвечающие запросам времени, и по технологиям, соответствующим развитию передовой технической мысли. Мосты менялись, их месторасположение оставалось неизменным, потому что мостостроители всегда выбирают самое удобное место для строительства переправы. С возведением мостов  через Иртыш город получил возможность развиваться на левом берегу реки. Книга Тамары Шишовой рассказывает об истории городских мостов с момента появления наплавных переправ до возведения метромоста в 2005 г. Читатель познакомится с исчезнувшими мостовыми переправами (Николаевский, Трамвайный, Понтонный мосты и др.) и современными городскими мостами (Железнодорожный, Комсомольский, Октябрьский, Ленинградский, имени 60-летия ВЛКСМ, Фрунзенский, Южный). В книге рассказывается также о том, как омские мосты получали имена, какие новые мостовые переходы будут возводиться через омские реки с развитием мегаполиса; как возникла и развивалась кафедра «Мосты» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, специалисты которой внесли большой вклад в омское мостостроение. Издание подготовлено на основе архивных материалов и краеведческих публикаций. Хорошо иллюстрировано. Рассказ об истории мостостроения в Омске автор перемежает стихами омских поэтов о мостах и городе.

Поделиться: