Раздел: Библиография
Театральная жизнь
Бакулина Т. Под знаком Галерки в XXI век / Т. Бакулина ; Упр. культуры Администрации г. Омска ; фот. С. Сапоцкого. - Омск : Полиграф, 2000. - 32 с. : ил., цв. ил.
В «большую» жизнь театр «Галёрка» вошёл в 1991 г.: по решению Омского горисполкома от 21 февраля 1991 г. театр получил статус профессионального, а 1 сентября 1991 г. он начал свою деятельность в ДК «Юность». Театр – развивающийся организм, он рождается и проходит все стадии развития. Благополучно родившись, «Галёрка» быстро миновала детство и юность и ступила на порог зрелости, одновременно шагнув в XXI в. На рубеже веков вышел рекламный проспект о театре, в котором подведены итоги десятилетней деятельности «Галёрки» и определены составляющие её успеха. Первое – это художественная стратегия театра. Практически на сто процентов репертуар «Галёрки» - это русская классическая и современная пьеса. Второе – традиция приглашения сильных режиссёров. И третье важнейшее условие успеха – продуманная тактика работы с актёрами, забота об их занятости в репертуаре. В начале проспекта помещено обращение художественного руководителя театра В. Витько к зрителям. Далее следует рассказ об актёрах «Галёрки», её гастролях, художественном руководителе и режиссёре театра В. Витько и приглашенных режиссёрах (С. Илюхин, А. Максимов, Л. Белявский), театральных династиях, традициях, фестивалях, сотрудниках театра, без которых невозможно существование спектакля, и многом другом. Воспользовавшись этим изданием, заинтересованный читатель получит необходимые сведения о театре.
Бродский И. Е. Вацлав и Владислав Дворжецкие: омские годы И. Е. Бродский, С. Н. Шпынов. - Омск : Амфора, 2014. - 131 с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; К 300-летию Омска. - Библиогр. в конце ст.
Выступая по радио, председатель Союза театральных деятелей России А. А. Калягин сказал: «Омск – это великие театральные традиции…». На подмостках омских театров начинался творческий путь многих известных российских артистов, среди них - отец и сын Дворжецкие. О них повествует книга «Вацлав и Владислав Дворжецкие: омские годы». По мнению авторов, об омском периоде жизни известных артистов можно было прочесть лишь в отдельных разрозненных статьях. Цельное повествование в виде книги вышло в свет впервые. В Омск Вацлав Дворжецкий попал в 1937 г. До этого сын потомственных польских дворян провел несколько лет в сталинских лагерях (1929-1937 гг.). Его арестовали, когда он заканчивал театральную студию при Киевском польском драматическом театре. Из лагеря Вацлав вышел с поражением в правах: был определен перечень из 100 городов, где он не имел права жить и работать. Омск, по словам краеведа И. Бродского, оказался 101 городом. Здесь В. Дворжецкий и поселился. Как раз в этот время в Омске был создан театр юного зрителя, и Вацлав стал одним из первых его актеров и режиссеров. В 1941 г. его вновь арестовали. Заключение он отбывал в омском лагере № 2. Освободился в декабре 1945 г. С конца 1945 по1955 гг. работал в Омском драматическом театре. И был одним из любимейших актеров омской публики. Удачно сложилась впоследствии и его кинокарьера. В фильмографии Вацлава Дворжецкого 92 фильма, в том числе «Щит и меч», «Красное и черное» и многие др.
Владислав Дворжецкий родился в Омске в 1939 г. от брака Вацлава Дворжецкого с омской балериной Таисией Рэй. И весь омский период жил в Газетном переулке, 3; учился в школе № 19. Окончил Омское медучилище № 3. Служил в армии на Дальнем Востоке. По возвращении закончил театральную студию при Омском ТЮЗе. После этого с 1967 по 1972 гг. работал в театре драмы. Дорога в большой кинематограф у Владислава также началась в Омске. Зрителю наиболее известны такие фильмы с его участием, как «Бег», «Возвращение «Святого Луки», «Капитан Немо», «Земля Санникова», «Открытая книга», «Солярис» и другие. В книге о Дворжецких авторы собрали под одной обложкой все материалы об омском периоде в биографиях отца и сына, свидетельства очевидцев (впервые публикуемые), мемуары, малоизвестные факты, сообщения из разных источников, знакомящих с событиями их жизни в городе на Иртыше. Каждый из поделившихся воспоминаниями по-своему поведал о Вацлаве Яновиче и Владиславе Дворжецких. В издании также представлено много снимков, в том числе есть фотографии омских зданий, которые уже снесены. Например, бывшие дом пионеров, театр музыкальной комедии, дом колхозника. Все эти здания, так или иначе, связаны с пребыванием Дворжецких в Омске.
Васильева С. В. Омск как пароль / С. Васильева, Л. Першина; М-во культуры Ом. обл. – Омск : Ом. кн. изд-во, 2007. – 230 с.: ил., портр., факс. – Памяти нашего земляка – великого рус. артиста М. А. Ульянова посвящ.
В истории Прииртышья работа в Омске в годы Великой Отечественной войны Московского театра им. Е. Вахтангова занимает особое место. Омск для всех москвичей, переживших два суровых военных года на берегах Иртыша, навсегда стал по-особенному родным городом. Книга омских журналистов «Омск как пароль» рассказывает о том, как достойно вахтанговцы сумели выстоять и пережить этот трудный период, навсегда сохранив в своих сердцах теплоту и суровую нежность омичей. А наши земляки не только приняли московских артистов, поделившись с ними самым насущным, но и в полной мере оценили замечательное искусство самого солнечного, самого жизнерадостного театра страны. В наш город был эвакуирован театр, творческая репутация которого была очень высокой. И это сразу почувствовали сибиряки. Огромна роль театра им. Е. Вахтангова в становлении Омского драматического театра. С войны начался новый отсчет в его биографии. Вахтанговцы в определенной степени задали вектор творческого роста и движения вперед – к званию академического и Государственным премиям, будущим большим гастролям и наградам на престижных фестивалях, к признанию Омска театральной столицей Сибири. Дружба, творческое взаимодействие, обмен гастролями продолжаются и стали традиционными для обоих коллективов. Это ценят и вахтанговцы, и омичи. Тот факт, что в течение двадцати лет художественным руководителем Театра им. Е. Вахтангова являлся наш знаменитый земляк, народный артист СССР М. А. Ульянов, придает особую значимость и задушевность нашим отношениям. Эта книга – дань памяти удивительной, незабываемой странице омской истории, и ее современному продолжению.
Год за годом… : сб. материалов по истории Ом. гос. муз. театра (1947-2012) / [Ом. гос. муз. Театр ; авт.-сост., лит. ред. И. Никеева]. – Омск : Русь, 2012. – 464 с. : ил., цв. ил., портр., табл. – 65-летию театра посвящ.
За период своей деятельности музыкальный театр знал немало удивительных имён режиссёров, дирижёров, балетмейстеров, художников, директоров, актёров. Составитель издания постарался сохранить для будущих поколений память о них и о каждом спектакле, поставленном на сцене Омского музыкального театра. Фактически сборник является историко-статистическим справочником. Открывается издание обширным введением, в котором изложена история театра. Материал справочника тематически делится на четыре раздела. В первом разделе изложен репертуар театра за 65 сезонов, начиная с 24 мая 1947 г. (день основания театра). Помимо общего репертуарного списка названий спектаклей, изложенных по календарным годам постановок, в книге представлен репертуар (пронумерованный) с указанием полных постановочных данных, отражающих «творческое лицо» премьерного спектакля во всём его диапазоне. Во втором разделе приводится список названий всех спектаклей, поставленных в разные годы в театре, в алфавитном порядке с разделением их по жанрам. Выделены три группы: 1) оперетты, музыкальные комедии, водевили, мюзиклы; 2) оперы; 3) балеты. В каждой из них, в свою очередь, есть подразделение на произведения композиторов России и ближнего зарубежья, а также композиторов дальнего зарубежья. В третьем разделе аналогичным образом (в алфавитном порядке и по национальным группам) представлены фамилии всех композиторов, чьи произведения звучали на сцене театра. Четвёртый раздел – это сведения о художественно-руководящем и административно-управленческом составе театра за весь период его существования. В издании впервые собрана информация обо всех работавших в театре руководителях творческих цехов. В алфавитном порядке указываются полностью фамилии, имена и отчества режиссёров, дирижёров, балетмейстеров, художников, хормейстеров, заведующих художественно-постановочной частью, директоров и их заместителей и др. специалистов (годы работы в театре и др. сведения). В пятый раздел вошли фамилии всех режиссёров, дирижёров, художников и балетмейстеров, которые были приглашены в Омский государственный музыкальный театр на разовые постановки. Шестой раздел посвящен концертной, гастрольной и благотворительной деятельности театра. В конце раздела перечислены наиболее значимые для театра награды, вручённые творческому коллективу. Начиная со второго раздела, материал справочника снабжен ссылками к спектаклям из первого раздела. Несомненно, большой интерес читателей вызовут фотографии, запечатлевшие некоторые памятные события из жизни театра. Среди них – фрагменты репетиционных занятий и спектаклей, портреты актёров, постановщиков, композиторов, представителей ведущих творческих цехов и др.
Драматический Лицейский театр, 15 лет / Администрация г. Омска, Департамент культуры Администрации г. Омска ; ред. Д. Литвина. – Омск : [б. и.], 2009. – 63 с. : цв. ил., портр., факс. – Текст парал. рус., англ. - Библиогр. : с. 58.
Известный театровед из Екатеринбурга как-то сказал: «Самое ошеломляющее впечатление от Омска театрального – Лицейский театр. Город имеет все основания гордиться этим уникальным театром, город обязан сохранить и беречь его!». И практически в унисон вышесказанному – констатация в общероссийской газете «Культура»: «Омский Лицейский, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, - это одна из самых значимых и замечательных акций города во имя будущего, во имя сохранения Культуры». За годы своего существования Лицейский театр добился признания и уважения, являясь постоянным участником крупных фестивалей и конкурсов, обладателем престижных наград. В 2009 г. театр стал лауреатом XV Межрегионального театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге в номинации «Актерский ансамбль», второй раз – победителем Международного фестиваля молодых европейских театров во Франции, где продемонстрировал высокий уровень профессионального мастерства. К 15-летию театра Администрация г. Омска и ее департамент культуры подготовили юбилейное издание, не смотря на свой небольшой объем, дающее полное представление об этом уникальном явлении театрального Омска. Красочный юбилейный альбом знакомит с историей возникновения театра, его целями и задачами, репертуаром, режиссерами и актерами. В книге читатель найдет также сведения о других представителях творческого и технического коллектива театра. Отдельные страницы посвящены участию лицеистов в международном фестивале «Встречи молодых европейских театров» (2008, 2009) и санкт-петербургском фестивале новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив «Рождественский парад» (2009).
Пятый театр / М-во культуры Ом. Обл. ; [сост.: А. Зернова и др. ; фот.: Е. Кармаев и др.]. - Омск : [б. и.], 2010. - 49, [3] с. : ил., портр.- Загл. обл.: Омский государственный драматический Пятый театр. - Библиогр. в тексте.
Омский государственный драматический «Пятый театр» ярко и стремительно вошел в культурную жизнь региона, став её неотъемлемой частью. Он был создан в 1990 г. во многом благодаря таланту и энергии первого художественного руководителя театра С. Рудзинского. Название театра с самого начала воспринималось символично. Это был не просто пятый по счёту театр в городе – словно пять пальцев на одной руке, актёры, директор и режиссёр составили группу единомышленников, людей, близких по духу. С первых дней «Пятый театр» сделал ставку на формирование оригинального репертуара, стремясь показать новое в известных классических произведениях и обращаясь к пьесам, ещё не имевшим сценической судьбы. На сцене «Пятого» нашли воплощение идеи режиссёров А. Праудина, С. Пускепалиса, И. Поповски, Б. Цейтлина, А. Любимова, О. Юмова, М. Кальсина и многих др. В жизнь театра вошли такие яркие проекты, как международный фестиваль «Молодые театры России», межрегиональный фестиваль «Играем Гоголя!», масштабные творческие акции «Дни культуры Омской области в Германии» и «Дни японской культуры в Омске». «Пятый театр» - постоянный участник российских и международных театральных фестивалей, в числе которых «Золотая маска», «Сибирский транзит», «Реальный театр», «Театр без границ» и др. Проспект знакомит с историей театра, его актёрами и репертуаром. Читатель узнает о традициях театра в работе со зрителями, познакомится с разнообразной справочной информацией о театре.
Мудрик М. С. Ремарки / Марк Мудрик. - Омск : [б. и.], 2010. - 370, [5] с. : ил., ил., портр. - Библиогр. в примеч.: с. 341-370.
Известный омский театральный критик Марк Мудрик подготовил новую книгу - «Ремарки». Автор собрал под одной обложкой свои газетные рецензии о театральных спектаклях, поставленных как омскими, так и не омскими театрами, а также интервью на театральные темы за разные годы. Несмотря на то, что газетные рецензии на спектакль жанр уходящий, М. Мудрик посчитал не лишним оглянуться на годы, когда без газетной рецензии не обходилось ни одно сценическое представление. Не углубляясь в подробный анализ, рецензия что-то отвергала в спектакле, чем-то восхищалась. Это были своего рода ремарки, пояснения, только не предваряющие постановку, а сопровождающие её. В этом смысле интервью на театральные темы тоже в некотором роде ремарки. Театральные рецензии и интервью, сохранившиеся в быстротечных газетных строчках, напоминают современному поколению о том, каким был театр, чем он жил, какую роль играл в жизни современников. В главе «Конспект сезона» автор объединил рецензии на все без исключения спектакли, поставленные в сезон 2002/2003 гг. омскими театрами. Все вместе они дают полноценную и очень интересную картину жизни театров крупного сибирского города, а также Северного драматического театра в Таре. Александр Калягин, оценивая труд омского театрального критика, сказал: «Театр не может оценивать сам себя, он нуждается в критике – заинтересованной, неравнодушной.
Мудрик М.С. Театральные повести / Марк Мудрик. - Изд. 2-е, доп. - Омск: Омскбланкиздат, 2009. - 367 с. : ил., портр., факс.
Появившееся в 2000 г. первое издание "Театральных повестей" включало в себя три документальных рассказа о людях и событиях театрального Омска. "Житие Ивана Андреева..." повествовало о судьбе офицера, служившего в Омской крепости, основателя и руководителя первого в Сибири светского театра (омский "Оперный дом"). Иван Андреев - автор "Домовой летописи", своеобразной хроники, которая сохранила уникальные сведения о сибирских событиях второй половины XVIII века. В летописи имеется рассказ о жизни Омской крепости. В повести "В гостях у "Омского зрителя" рассказывалось об истории одноименного журнала, издававшегося во второй половине 1920-х гг, а также о театральной журналистике и театральной жизни Омска в 1920-1930-е годы. "Арбат - улица омская" - повесть о жизни эвакуированного в Омск Московского драматического театра им. Е. Вахтангова (1941-1943 гг.). В новое издание "Театральных повестей" внесены незначительные, но, по мнению автора, существенные дополнения. Кроме того, в книгу вошла недавно написанная М. Мудриком повесть "Как я редактировал театральную газету". Она рассказывает об истории издания газеты "Омск театральный", ее создателях и героях публикаций. Книга будет интересна всем, кому небезразлична театральная жизнь Омска, ее прошлое и настоящее.
Омский государственный драматический театр «Галёрка» : [страницы жизни] / М-во культуры Ом. обл. ; [сост. О. Курусканова ; ред. В. Витько ; фот. Н. Перепелкина]. - Омск : [Золотой тираж], 2013. - 61, [2] с., включ. обл. : цв. ил., портр.
Омский театр «Галёрка» создан в 1990 г. по инициативе В. Ф. Витько при поддержке управления культуры Администрации г. Омска. Когда Владимир Витько «затевал» в Омске новый театр с нестандартным названием, на него многие смотрели скептически. Являясь колоритным актёром яркого темперамента, В. Ф. Витько - опытнейший театральный администратор. Он обладает тремя ценнейшими человеческими качествами: страстью, талантом организатора, трудолюбием. Благодаря этим качествам он сумел построить свой театр, создать профессиональную труппу, поднять вопрос о строительстве нового здания для театра. Сегодняшний Омск без «Галёрки» уже не представить. Театр узнаваем и востребован далеко за пределами Омска. Активная и успешная фестивальная жизнь заставила говорить о театре из Сибири как о продолжателе традиций русской психологической школы с обращением к лучшим образцам отечественной драматургии. В книге, изданной под эгидой Министерства культуры Омской области, дан краткий экскурс в историю театра, перечислены награды и звания «Галёрки», представлены проекты театра и их воплощение, а также гастрольные маршруты по России и зарубежным странам (Франция, Италия, Украина). В конце издания помещены фотографии будущего нового здания, в архитектурном облике которого использован стиль русского модерна, который отлично сочетается с характером театра.