Раздел: Библиография

Образование

История развития омской школы : сб. науч. ст. и материалов /  Гл. упр. образования Администрации Ом. обл., Ом. музей истории нар. образования, Ом. гос. ун-т. – Омск : VIV-PUBLISH, 2000. – 169 с. : портр.   

Сборник содержит отдельные работы К.В.Ельницкого (1846-1917), известного педагога, ученого и практика, выдающегося представителя либеральной педагогики конца XIX - начала XX вв., почти сорок лет проработавшего преподавателем в Омском кадетском корпусе, и публикации омских ученых, занимавшихся изучением его биографии и деятельности. В издание вошли также материалы научно-практической конференции «История развития омской школы», посвященной юбилеям К. В. Ельницкого и Омской гарнизонной школы. В докладах участников конференции (ученых, преподавателей омских школ, техникумов и вузов, музейных работников, краеведов,  студентов) рассказывается об истории отдельных учебных заведений Омска и Омской области и деятельности омских педагогов в различные исторические периоды.  Авторы стремились показать необходимость изучения истории образования региона, своеобразие региональной системы образовательных учреждений, акцентировать внимание на педагогическом поиске и идеях омских педагогов. Материалы сборника подготовлены на основе фондов Государственного архива Омской области, Омского музея истории народного образования и Омского государственного историко-краеведческого музея.    


Мелешкова Л. Ф. «Из прошлого… в будущее» : [очерк о тифлопедагогике] / Л. Ф. Мелешкова. – Омск : Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2007. – 74 с. : ил., табл., диагр. – Библиогр.: с. 69.

     Книга знакомит с тифлопедагогикой как составляющей части коррекционной педагогики, с историей становления образования слепых в Омске с 1922 г., когда по решению Губернского народного комиссариата образования было открыто первое в Сибирском регионе образовательное учреждение для слепых детей. Сейчас это государственное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 14». Школа является единственным и старейшим в Омской области специальным коррекционным образовательным учреждением и успешно решает задачи абилитации и реабилитации инвалидов по зрению. В издании также дано описание современного образовательного процесса в школе и представлена программа её развития. Для подготовки книги были использованы архивные документы и материалы школьного музея  «Память». В приложении даны гимн школы и отзывы о ней выпускников разных лет.  


Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина в культурном  пространстве России и зарубежья : материалы II Всерос.  заоч. науч.-практ. конф.  (Омск, нояб. 2011) / [ред.кол.: В. Д. Осипова (отв. ред.) и др.; сост.: Осипова В. Д., Слюнкова Н. Н.]. - Омск : ЮНЗ, 2011. - 234 c. : ил., цв. ил., портр. - В надзаг.: М-во культуры Ом. обл., Ом. музык. училище им. В. Я. Шебалина. - Библиогр. в конце ст. и в тексте.

   Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина – старейшее  среднее специальное учреждение образования в области музыкального искусства в Сибири. За время существования из стен училища вышло более трёх тысяч выпускников – преподавателей музыкальных школ, артистов оркестра, ансамбля, хора, - которые заняли достойное место в творческих коллективах Омского Прииртышья, России и зарубежья. Наряду с образовательной деятельностью коллектив училища активно участвует в музыкальной жизни региона. Ежегодно силами студентов и преподавателей на концертных площадках области проводится более 200 концертных мероприятий. Студенты становятся лауреатами самых престижных исполнительных конкурсов. В 2010 г. музыкальному училищу исполнилось 90 лет. Все творческие мероприятия этого года – отчётный концерт в музыкальном училище, открытие музея истории училища, концерт преподавателей с Омским академическим симфоническим оркестром – были посвящены этому юбилею. Значимым событием в рамках юбилейных мероприятий стало проведение Всероссийской заочной научно-практической конференции «Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина в культурном пространстве России». По результатам конференции был издан сборник статей, авторами которых  стали педагоги и выпускники училища. Издание содержит публикации о становлении училища и педагогического коллектива, творческие портреты педагогов и выпускников  (Б. М. Медведев, В. Е. Мальчик, В. Н. Юргенсон, Л. Ф. Юргенсон, М. Б. и П. П. Гусевы, Н. В. Статкевич, С. Пономарёва,  Э. Гвазава, И. Хейфец, Л. Печенина, И. Трусова и др.). В сборник материалов конференции включены статьи о достижениях исполнительских студенческих коллективов, а также архивные документы (1920-е гг.), фотографии педагогов и студентов (1944-2011 гг.).

 


 

Рыжих А. Ф. Во имя державы родной : очерки истории профтехобразования Ом. обл. / А. Ф. Рыжих. – Омск : ЛЕО, 2006. – 239 с.: фотоил., портр., факс., табл. – Посвящ. 65-летию образования Гос. трудовых резервов СССР. – Библиогр.: с. 239.

 

  Избранная автором  тема имеет государственное значение. В настоящее время возникла проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров для промышленности, строительства и других отраслей, особенно остро она ощущается в Омске. Между тем в нашем городе и области имеется многолетний опыт подготовки таких кадров. Автор, бывший начальник Омского областного управления профессионально-технического образования, посвятил свой труд изучению роли рабочего человека-профессионала в истории Омска и Омской области с петровских времен до 1990-х гг. Созданная в 1940 г. государственная система трудовых резервов – это биография поколений  XX в.,  благодаря которым шло становление и развитие профессиональной школы. Она прошла большой и славный путь, особенно огромна была роль школы в годы Великой Отечественной войны. Сегодня она имеет потенциальную возможность для дальнейшего развития. Выросла плеяда замечательных специалистов, стоявших у истоков становления профессионального образования в Омске и области. Их плодотворный труд способствовал созданию условий для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающейся молодежи. Книга А. Ф. Рыжих позволит лучше понять процессы, происходящие в современной системе профессионального образования, пути совершенствования подготовки квалифицированных рабочих кадров, осознать необходимость внедрения инновационных проектов.  

 


 

Страницы истории омской школы  : сб. науч. ст. и материалов / Ом. музей истории нар. образования, Ом. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования. – Омск : Аркор, 2002. – 175 с. -  Библиогр. в подстроч. примеч.

     Сборник содержит документы о деятельности известных омских педагогов А.И.Сулоцкого и Л.С.Буланже, выявленные в Государственном архиве Омской области, а также материалы научно-практической конференции «Страницы истории омской школы», посвященной  105-летию со дня открытия в Омске  Общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области. Это уже вторая конференция в Омске, посвященная различным аспектам региональной истории образования. Становление системы образования в Омской области и в г. Омске в различные исторические периоды, судьбы омских учителей, история  отдельных учебных  и общественных  учреждений, в том числе в Омске, музейная работа в органах народного образования и многие другие темы раскрыты в докладах участников конференции. Большинство материалов конференции подготовлено на основе фондов Государственного архива Омской области  и Омского музея истории народного образования.

Поделиться: