Раздел: Библиография

Музыкальная жизнь

I Международный конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича = The I Yankelevitch international violin competition : [альбом] / авт. : В. Г. Аксаментов и др. ; ред. совет: В. А. Телевной и др. ; фот. : В. Андреев и др. – Омск : Золотой тираж, 2009. – 123 с. : цв. ил., портр., факс. + 1 электрон. опт. диск (DVD-Video) + 1 компакт-диск (CD-ROM). – Текст парал. рус., англ. – На авантит.: Правительство Ом. обл., М-во культуры Ом. обл.

 

    Омская область издавна славится прочными традициями в сфере культуры и искусства. По мнению губернатора Омской области Л. К. Полежаева, наш общий гражданский долг – сохранить память о достойных деяниях предков, уберечь это наследие от забвения и передать его будущим поколениям как бесценное общественное достояние. В связи с этим совершенно логичным представляется празднование в Омске столетия со дня рождения нашего земляка, легендарного скрипача и педагога, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Юрия Исаевича Янкелевича и проведение в нашем городе международного конкурса, носящего его имя. Международный конкурс молодых скрипачей, проходивший в марте 2009 г., стал одним из ярчайших музыкальных событий и получил высокую оценку далеко за границами Омского региона. Наш город собрал молодых скрипачей из многих стран – тех, кто принимает эстафету творчества от музыкантов старшего поколения и будет формировать музыкальное искусство в XXI в. Это был настоящий праздник музыки. В юбилейных мероприятиях соединились и творческое состязание, и большой музыкальный фестиваль. О проведении международного фестиваля и рассказывает альбом, изданный в Омске. Читатель найдет здесь биографические сведения о выдающемся музыкальном педагоге, его жизни в Омске, данные о «школе Янкелевича», его учениках, их отзывы о Мастере и Учителе, информацию об участниках конкурса, его жюри, основных этапах конкурса и его лауреатах, а также отзывы участников об уровне проведения конкурса и его значении для музыкальной жизни Омска и России.     

 


 

Белокрыс М. А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII-середина XX вв.) : биобиблиогр. слов. : в 4 т. / М. А. Белокрыс ; Гл. упр. культуры и искусства Администрации Ом. обл., Ом. гос. ун-т. – Омск : Наследие. Диалог-Сибирь, 2001- 2015. – Т. 1-4. – Библиогр. в тексте.

В многотомный биобиблиографический словарь включены творческие портреты музыкантов и музыкальных деятелей, которые внесли свой вклад в формирование музыкальной культуры региона. Персоналии словаря – профессиональные артисты и любители, учителя музыки и пения, военные музыканты, в том числе казачьи, капельмейстеры, регенты церковных и дирижёры светских хоров, гастролёры, антрепренёры, настройщики и мастера по ремонту инструментов, владельцы музыкальных магазинов. Сквозь призму отдельных событий и личностей в достаточно широком плане воссоздается пространство музыкального прошлого региона, прослеживаются связи локального компонента с общероссийской культурной традицией. При подготовке словаря автором использованы архивные материалы, труднодоступные периодические издания, уникальные документы и фотографии из семейных коллекций. Статьи словаря не имеют типовой структуры, поскольку характер имеющихся материалов в количественном и качественном отношениях чрезвычайно разнообразен. Акцентируются наиболее яркие и значимые стороны творческой биографии музыкантов, в первую очередь тех, которые связаны с музыкальной культурой Омского Прииртышья. В статьях широко используются цитаты из архивных документов, старых журналов и газет. Большинство сведений, приведённых в издании, вводятся в научный оборот впервые. Автор посчитал уместным привести в словаре даже очень скупые сведения о музыкантах прошлого, особенно если речь идёт об архивных материалах и редких документах. Напротив, в отдельных статьях биографические и библиографические сведения о музыкальных деятелях изложены кратко, в основном в тех случаях, когда это широко известные имена, а литература о них доступна для специалистов. Библиографические материалы оформлены одинаково во всех томах. Выделены разделы: архивные документы, литература, сочинения. Последний раздел включает только литературные сочинения, воспоминания, рецензии, публицистические статьи, принадлежащие перу персоналий словаря. Сведения о музыкальных произведениях, репертуаре исполнителей помещаются по мере надобности в самих статьях. Каждый том издания снабжён списком аббревиатур, указателем авторов публикаций, указателем источников информации, указателем персоналий, списком иллюстраций. В первом томе дан список сокращений.

 


 

Белокрыс М. А. Музыкальная элита старого Омска: ист. очерки (XVIII - нач. XX вв.) / М. Белокрыс ; Департамент культуры Администрации г. Омска. – Омск : [б. и.], 2009. – 363 с. : ил., [10] л. цв. ил., портр., факс. – Посвящ. 300-летию Омска. – Библиогр.: с. 341-361.

    В провинциальном сибирском городе Омске за последние столетия было немало музыкантов, внесших свою, возможно, скромную лепту в формирование духовного потенциала города и его художественных традиций. Именно музыкальная элита создавала особую музыкальную ауру города, определяла его  культурный облик, делала Омск притягательным  для различных кругов российской интеллигенции. Это были как профессиональные музыканты, так и талантливые представители народа, не получившие музыкального образования. Предлагаемая читателю книга представляет собой собрание очерков об омских музыкантах. В большинстве своем основу очерков составили творческие портреты музыкантов, «обойденных» вниманием историков и краеведов. Сквозь призму творческих биографий отдельных талантливых личностей воссоздается широкая панорама музыкальной культуры Омска XVIII – начала XX вв. Очерки имеют документальный характер, в их основе лежат материалы государственных и семейных архивов, труднодоступных газет и редких изданий. Книга хорошо иллюстрирована, в том числе фотографиями из личного архива автора.

 


Концертный зал Омской филармонии = Concert Hall of Omsk Philharmonic Cociety : от замысла к воплощению / Правительство Ом. обл. ; [ред. совет: В. Телевной и др.]. - Омск : [б. и.], 2011. – 73 с. : ил., цв. ил., портр. -  Текст парал. рус., англ.

Концертный зал Омской филармонии, построенный по проекту архитектора А. Каримова, был сдан в эксплуатацию в 1967 г. и более сорока лет верой и правдой служил многим поколениям омичей. Необходимость капитального ремонта и модернизации Концертного зала назрела давно. Развитие коллективов филармонии и яркая наполненная событиями филармоническая жизнь региона требовали современной сценической площадки, обладающей совершенными акустическими характеристиками. По инициативе губернатора Омской области Л. К. Полежаева в рекордные сроки была проведена реконструкция Концертного зала: 15 апреля 2011 г. состоялась презентация возможностей обновленного зала. В красочном альбоме, изданном к этому событию, представлены фотографии, по которым можно проследить ход реконструкции, установку нового оборудования, отделку основных и подсобных помещений, интерьер этих помещений в завершенном виде. На фотографиях также запечатлены: торжественное открытие Концертного зала, известные всему миру музыканты и музыкальные коллективы, принявшие участие в столь значимом для региона событии. К иллюстративному ряду даны комментарии. Приведены высказывания участников события. Больше всего новому залу рады омичи. Художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев так выразил свое отношение к этому событию: «Мы получили уникальный, классный зал. Он поет, он дышит, он резонирует как скрипка Страдивари! Я могу сравнить его только с лучшими столичными залами. Этот зал сразу придает новый, более высокий статус музыкальной культуре нашего региона в России и на мировой арене. Это зал задает новые стандарты качества исполнения. Этот зал теперь рисует нам совершенно новые перспективы развития».


 

Омская филармония / [редкол.: С. Банников и др. - Омск : [б. и.], 2010. - 97 с. : цв. ил., портр., факс. -  Загл. обл.: Омская филармония, 70.

 

Омская филармония является признанным центром музыкального  исполнительского искусства в регионе. История Омской филармонии – это 70 творческих сезонов, наполненных концертами, творческими встречами, гастролями, проектами, фестивалями; неустанная работа по развитию музыкальной культуры, постоянный процесс воспитания чуткой и благодарной публики. 70 лет – это несколько поколений зрителей, для которых посещение филармонических концертов стало доброй традицией. Располагая разнообразными профессиональными творческими коллективами и двумя действующими концертными площадками – Концертным залом и Залом органной музыки, - филармония представляет омичам практически всю музыкальную палитру. Богатые традиции классического и современного музыкального исполнительства продолжают Омский академический симфонический оркестр, камерный  и духовой оркестры. Звучание органа можно услышать в великолепных интерьерах Зала органной и камерной музыки. Важное направление деятельности филармонии – народная музыка, которую представляет Государственный Омский русский народный хор и его хореографическая студия – образцовый детский ансамбль танца «Солнышко», - а также квартет народных инструментов «Тарские ворота». Обо всех этих коллективах рассказывается в данном альбоме. Важно, что в Омской филармонии сохранилась преемственность культурных традиций и вместе с тем появились новые модели деятельности творческих коллективов, о чем свидетельствуют крупномасштабные проекты в области развития исполнительского искусства и музыкальных педагогических традиций, рассказ о которых можно также найти в юбилейном издании.

 


 

Панорама музыкальных театров: I Всерос. фестиваль, Омск, 6-25 июня 2006 г. : [альбом] / Правительство Ом. обл., М-во культуры Ом. обл., Ом. гос. музык. театр ; фотоил. : М. Алаев и др. - Омск : [б. и.], 2006. – 143 с.: цв. фотоил.

 

Правительство Омской области приняло приоритетный региональный проект «Культура Омской области» на 2006-2008 гг., в котором выделена очень актуальная тенденция понимания культуры как основы государственности, ресурса социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности. Одна из доминирующих идей регионального проекта – доступность культурных, духовных ценностей всем жителям региона. И в этом отношении своевременным и востребованным оказался I Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров», который дал возможность омичам в июне 2006 г. познакомиться с лучшими образцами современного оперного и балетного искусства. На целых три недели Омск стал ведущей сценической площадкой всей музыкальной России. Это был настоящий фейерверк различных видов и жанров музыкального искусства. Участниками и гостями фестиваля стали выдающиеся мастера, великолепные исполнители, театральные коллективы из России, Казахстана, Молдовы, Италии, США, о них и рассказывает альбом.

 


 

Третьяков А. Г. Энциклопедия омской рок-сцены, 1965-2003 / Андрей Третьяков. - Limited edition. - Омск : [б. и.], 2004. - 322 с. : фотоил., портр.

 

Рок-музыка давно уже стала неотъемлемой частью мировой культуры. В середине 1960-х гг. и в Омске появились молодые люди с электрогитарами. Для нескольких поколений омичей рок-музыка стала воздухом свободы, воздухом творчества, воздухом новой жизни. Записи подавляющего большинства рок-групп 1960-х -1980-х гг. не сохранились: дневники музыканты не вели, а официальная пресса ими не интересовалась. Остались воспоминания, которые легли в основу энциклопедии: иногда это интервью с музыкантами, иногда - более скупая информация. Энциклопедия омской рок-сцены охватывает период с 1965 по 2003 гг. и содержит 440 статей о различных музыкальных коллективах и проектах (570 названий групп, 266 персоналий [портреты музыкантов], 1912 фамилий, 496 иллюстраций. Родину, как и родителей не выбирают, поэтому историю своего города, своей страны, своей культуры надо знать, понимать и относиться к ней с уважением. Омская рок-сцена - часть советской (российской) и, безусловно, мировой рок-культуры. Она имеет свою специфику, свои отличия, свои общие черты. Она была такой, какой была, автор рассматривает ее в контексте законов времени и культуры, соблюдая принцип историзма, принцип системного анализа. Андрей Третьяков постарался сохранить и донести до читателя дух "старых добрых времен". Главное ему удалось восстановить 40-летнюю историю омской рок-сцены, которая, казалось, утрачена безвозвратно.

Поделиться: