Раздел: Библиография

Литературоведение

Адабир О. А. Омские писатели на страницах газеты «Рабочий путь» («Омская правда») в 1921-1953 годах : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Адабир О. А. – Екатеринбург, 2011. – 21с. – Библиогр.: с. 21 и в подстроч. примеч.

 

Одной из важнейших традиций русской журналистики была тесная связь с литературным процессом, многие русские писатели работали в качестве журналистов. ВXX в. региональные газеты участвовали в формировании культурных традиций в Сибири. В немалой степени это было достигнуто благодаря работе в периодических печатных изданиях или сотрудничеству с редакциями наиболее одарённых журналистов, ставших впоследствии известными писателями. Одним из таких изданий была газета «Рабочий путь» (с 1934 г. «Омская правда»). Она стала неотъемлемой частью региональной культуры и литературы. Участие омской интеллигенции в подготовке номеров  «Омской правды» способствовало восприятию редакции как одного из центров культурной жизни Омска. Еженедельно, в так называемые литературные четверги, анализировались произведения молодых и известных омских авторов. Работа в редакции, глубокое изучение фактов и явлений жизни Западной Сибири в ходе командировок находили естественное отражение в творчестве писателей. С газетой связаны имена многих писателей: Г. А. Вяткина, П. Л. Драверта, Л. Н. Мартынова, Е. А. Минина, Я. Озолина, В. Г. Уткова, Н. Д. Вигилянского, М. К. Юрасовой, М. Е. Бударина, С. П. Залыгина, П. Н. Ребрина, Т. А. Гончаровой, С. И. Веремея, Б. А. Малочевского, Е. И. Беленького, Н. М. Почивалина и др. В работе впервые представлен целостный анализ деятельности писателей-журналистов газеты «Рабочий путь» («Омская правда») в 1921-1953 гг., подробно рассмотрена эволюция структуры, редакционной политики печатного издания, степень влияния редакторов на формирование его содержательной модели. Исследована основная проблематика, жанры газетных публикаций, воссозданы биографии писателей-журналистов, введены в научный оборот их журналистские работы, раскрыто своеобразие творческой манеры авторов.

 


Безденежных М. А. Языковой портрет омской поэтической школы: лексика и фразеология : монография / М. А. Безденежных ; Ин-т развития образования Ом. обл. - Омск : БОУДПО «ИРООО», 2012. - 254 с. : табл. - Библиогр.: с. 222-240, в тексте и в подстроч. примеч.

   Понятие «поэтическая школа» широко распространено, оно многозначно и многомерно. Автор обращает внимание на разные точки зрения при определении его значения и выдвигает гипотезу существования омской поэтической школы и обоснование принципиальной возможности языковой атрибуции поэтической школы вообще, и омской в частности, выявляя для этого наиболее яркие, характерные, языковые и стилистические особенности современной омской поэзии, подтверждающие существование поэтической школы. Материалом для исследования стали более ста коллективных и авторских сборников  омских поэтов, а также публикации  в  альманахе «Иртыш» (1990-1998), журнале «Литературный Омск» (2001-2011) и других региональных и российских периодических  литературно-художественных изданиях. С целью выявления возможных тенденций, закономерностей в отборе и использовании лексических единиц и грамматических форм были детально рассмотрены приблизительно равные по объему поэтические подборки 24 омских поэтов. Это 180 стихотворений, словарь которых насчитывает более 12 тысяч словоупотреблений, в том числе более двух тысяч не нейтральных  лексических единиц. Рассматривались стихи П. Васильева, Л. Мартынова, В. Озолина (основоположники омской поэтической школы); произведения наиболее известных современных омских авторов  за последние 25-30 лет;  стихи молодых поэтов, сумевших заявить о себе в омской литературе. В целях обеспечения объективности наблюдений и выводов М. Безденежных привлекла к анализу такие же по объему подборки стихов восьми не омских авторов. Таким образом, для подтверждения гипотезы автора  только к детальному, пословному анализу было привлечено 630 стихотворений и около 20 тысяч словоупотреблений почти ста поэтов. Издание снабжено большим количеством приложений. Библиография включает 332 источника.

 


 

Вашутина О. Ю. Авторское мировидение и поэтика книг омских лириков 1960-1980-х годов : (на примере творчества Н. Кузнецова, В. Макарова и Г. Кудрявской): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Вашутина О. Ю. - Омск, 2009. - 22 с. - Библиогр.: c. 21-22 и в подстроч. примеч.

 

Цель данного исследования – определить сущность понятия «вторая лирика», её роль и место в литературном процессе на примере творчества Н. Кузнецова, В. Макарова и Г. Кудрявской. Синонимами этого понятия являются определения: «региональная», «провинциальная», «местная» литература. Сложность характеристики провинциальной поэзии конца XX в. по-прежнему определяется отсутствием полноты картины созданного. Многие достаточно широко известные в читательской среде  самобытные поэтические явления всё ещё не получили  должного осмысления в литературоведческой  науке. К числу таких явлений принадлежит и творчество омских поэтов Николая Кузнецова, Владимира Макарова и Галины Кудрявской. Детальный анализ поэтических книг этих авторов впервые становится объектом системного литературоведческого анализа. Поэтический мир омских лириков рассмотрен через архитектонику их авторских книг, прочитываемых как художественно-графическое целое. Такой подход отвечает новейшим тактикам научных исследований, имеющим целью выявить в авторской книге параметры единого лирического сюжета, воплощающего  целостное мировидение. Объектом данного исследования являются книги стихов «На склоне яснеющих дней», «Жизни короткий срок», «Поздняя память» Н. Кузнецова, «Доброта» В. Макарова, «И только эхо вдалеке» Г. Кудрявской, которые причислены к «региональной» литературе, «второй лирике». В автореферате также определено место омских лириков в контексте поэтической эпохи в целом, дано сравнение позиции омских поэтов в их отношении к философским вопросам человеческого существования. Автор считает, что в основе творчества омских лириков, прежде всего, лежит собственный жизненный опыт. Притяжение к классике обусловлено единством системы ценностей, самой национальной ментальностью, дух которой воплощен в русской классической поэзии и хранителями которой совершенно осознанно выступают представители «второй лирики», поэты, вышедшие из глубинки и не утратившие связь с национальной почвой.   

 


 

Мудрик М. С. XX век. Поэты. Омск / Марк Мудрик; худож. Ю. П. Радзиевская. - Омск : Полигр. центр КАН, 2008. - 383 с. : ил., портр., факс.

 

Это книга о стихах и их творцах. В ней - малоизвестные факты, касающиеся биографии и творчества «знаковых» для страны и Омска поэтов. Одни из них родились в Омске, другие жили и писали здесь. Автор ограничился несколькими именами. Его внимание привлекли прежде всего поэты, которых он знал лично. Исключениями явились Иннокентий Анненский и Евгений Забелин. Каждая глава написана в своей манере. Шесть глав – как шесть книг в одной: «Парадоксы Иннокентия Анненского», «Следы на паркете» (Леонид Мартынов), «Полынь – трава омская»  (Евгений Забелин), «У белого озера» (Тимофей Белозеров), «Берег мой…» (Роберт Рождественский) и «В городе Кенгуру» (Аркадий  Кутилов). Увлекательнейшие и высокоэмоциональные повествования, в которых органично соединяются и переплетаются разные жанровые стихии – мемуаристика и литературоведение, хроникальность и «дневниковость», лирическая исповедальность и историчность. Честность по отношению к фактам, высокая ответственность перед словом и при этом необыкновенная естественность языка – это для Марка Мудрика всегда было и остается нормой. Сборник отличается от других литературоведческих изданий не только этим. Стихи, например, приводятся в нем чаще всего целиком. Мудрик убежден: цитирование ломает стихотворение. Высокое художественное и полиграфическое исполнение и великолепный фотоиллюстративный ряд книги с простым и вместе с тем концептуальным названием «XX век. Поэты. Омск» - еще одно достоинство этого издания

 


 

Омские писатели: литературные портреты : справ. для образоват. учреждений / Департамент образования Администрации г. Омска, Ом. обл. обществ. орг. Союза писателей  России, Централиз. система муницип. б-к г. Омска. – Омск, 2008. – 130 с.: ил., портр. – Библиогр. в конце ст. – Алф. указ. в конце кн.

     Омск  - город литературный. Он дал писателей, вошедших в историю литературы не только Сибири, но и России. Достаточно назвать имена Л. Мартынова, С. Залыгина, П. Васильева, П. Драверта, Г. Вяткина, Т. Белозерова. В ноябре 1962 г. открылось Омское отделение Союза писателей СССР. Оно внесло заметный вклад в литературную жизнь города. В начале 1990-х гг. писательский союз в Омске разделился на две организации. В книге «Омские писатели: литературные портреты» представлены лишь члены Омской организации Союза писателей России. Справочник знакомит с биографиями и творчеством писателей: прозаиков, поэтов, драматургов, очеркистов и с литературой о них. Библиография включает как книги, так и статьи из центральных и местных журналов, газет и сборников разных лет. Всего в издание включено 63 писателя, среди них: Н. П. Анкилов, В. Ф. Балачан, М. А. Безденежных, Т. М. Белозеров, В. Н. Васильев, Л. И. Иванов, И. Ф. Петров. А. Н. Плетнев, С. Н. Прокопьев, Т. Г. Четверикова, М. К. Юрасова и многие другие. Справочник предназначен в первую очередь педагогам, а также широкому  кругу читателей.

 


 

Поварцов С. Н. Теплое течение : страницы лит. дневника / Сергей Поварцов, вступ. ст. В. Физикова ; М-во культуры Ом. обл. - Омск : [б. и.], 2014. - 231с. : портр. - Библиогр. в подстроч. примеч.

     Несколько лет назад Сергей Поварцов, коренной омич, преподаватель университета, литератор уехал из Омска. Его хорошо знали, любили и ценили многие из тех, кто имел отношение к профессиональной журналистике, литературе, культуре. Благодаря литературно-краеведческим поискам, многочисленным публикациям, постоянному сотрудничеству с сибирскими и московскими «толстыми» журналами деятельность С. Н. Поварцова занимала особое место в культурной жизни Омска. Новая книга «Тёплое течение» бывшего омича содержательно продолжает традиции предыдущей книги автора - «Омская стрелка» (Омск, 2003) - и отчасти найденную там форму сочетания глав – дружеских откликов с рецензиями и статьями. Жанр книги обозначен скорее метафорически: страницы литературного дневника. Практически в каждом коротком сюжете читателя ждёт открытие. Так, впервые публикуется большой очерк о жизни и творчестве Петра Николаевича Ребрина, которому автор уверенно возвращает статус самобытного писателя-художника. Особое место в памяти автора занимают мемуары о нашем земляке и поэте Вильяме Озолине. Сергей Поварцов создаёт яркий и точный портрет поэта, выделяя в нём наиболее глубокие и характерные черты: открытость для общения, лёгкость дыхания, неотразимость мужского обаяния. Духовная близость с героем очерка помогает автору найти оригинальные акценты в комментариях к поэтике и художественному методу стихов друга. Результатом десятилетнего труда автора стали его работы о Л. В. Шевчуке, А. С. Санине, В. Г. Уткове, Н. Я. Третьякове и других представителях омской интеллигенции. Второй раздел книги содержит историко-литературные работы С. Н. Поварцова последних лет, большей частью тоже связанные с Омском и опубликованные, как и рецензии, составившие третий раздел, в авторитетном литературоведческом журнале «Вопросы литературы». Резюмируя всё сказанное, можно с полной уверенностью сделать вывод, что в литературном творчестве Сергея Поварцова сочетаются высокий академический уровень с острой критикой и ответственным литературным краеведением, а истоки вдохновения он черпает в живой связи с малой родиной – Омским Прииртышьем.


 

Хомяков В. И. Сибирская Ипокрена : лит. портр. ом. писателей / В. Хомяков. – Омск : Ом. гос. ун-т, 2003. – 317 с. – Библигр. : с. 314.

     В разные годы в Омске жили и творили писатели и поэты Л. Мартынов, А. Сорокин, П. Васильев, Вс. Иванов, П. Драверт, Ф. Березовский и многие другие, чьи имена вошли в золотой фонд не только сибирской, но и общерусской литературы. Омск с полным основанием можно назвать городом  с богатыми литературными традициями. Открывают книгу омского литературоведа В. И. Хомякова очерки об истории литературного Омска, начиная с первых публикаций произведений омских писателей и заканчивая образованием в нашем городе писательского союза. Вторую часть книги составляют портреты известных литераторов, стоявших у истоков Омской писательской организации (Л. Иванов, Т. Белозеров, М. Юрасова и др,). Третья глава посвящена писателям, которые вошли в литературу в 1970-е гг. и составили ее костяк (Н. Анкилов, П. Ребрин, В. Озолин,  И. Петров, В. Макаров, А. Плетнев, В. Мурзаков, В. Балачан и др.). Последние две главы посвящены современному литературному Омску. В 1990-е гг. произошло разделение единого писательского союза на две организации. В книге В. И. Хомякова дается  анализ творчества только членов Омского отделения Союза писателей России.

 


Шик Э. Г. Литературный Омск в XX веке : [сборник] / Э. Г. Шик ; сост.: Л. Л. Дашьянц и А. Э. Лейфер; науч. ред. М. С. Штерн ; Федер. агентство по образованию, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 296 с. : ил, портр. – Библиогр. в подстроч. примеч. и в тексте.

   Сборник подготовлен к 80-летию со дня рождения Эдмунда Генриховича Шика (1930-2002). Литературовед, писатель, литературный критик, он по праву считается одним из ведущих исследователей в области истории литературы Сибири. Редактор данного издания М. С. Штерн в своём предисловии называет сборник мемориальным. Он состоит из двух разделов. В первый раздел вошла книга литературно-критических очерков «Литературный Омск в XX веке», над которой Э. Г. Шик работал в последние годы своей жизни. История, культура, литературный процесс периода 1985-1995 гг. подвергались переосмыслению, оценивались с новых идейных позиций. Эта «ломка» сознания, переоценка ценностей нашла отражение и в главах «Литературного Омска». В книге «Литературный Омск» прослеживается литературное движение в Омском регионе в течение почти столетия, отражается специфика художественно-документальной прозы омских авторов, особенности социально-психологического анализа в очерковых жанрах. При этом Э. Г. Шик часто выходит за пределы только литературного процесса Омска, обращаясь к контексту литературы Сибири в целом и даже шире – к контексту отечественной литературы, частью которой являются произведения сибирских писателей. Материал, представленный в книге, в основном публиковался и раньше, но Э. Г. Шик подверг его существенной переработке. Какие-то очерки сократил, другие расширил, в результате книга приобрела совершенно новую структуру: весь её материал так или иначе связан с событиями литературной жизни Омска. Книга Э. Г. Шика сама по себе является частью истории региональной литературы и культуры, одним из свидетельств сложного переломного времени. К сожалению, эта работа не была доведена до конца. Черновая рукопись Э. Г Шика была доработана и подготовлена к публикации составителями и редактором издания. В первый раздел сборника вошли также мемуарные очерки «Были-небыли», во второй раздел – воспоминания об Эдмунде Генриховиче, написанные его коллегами по литературной и педагогической работе, учениками.

Поделиться: