Раздел: Библиография

Художники

Белов С. А. Мир вам : альбом-каталог юбилейной выст. / Сергей Белов. - Омск : ИП Загурский С. Б., 2014. - 115 с. : ил., цв. ил., портр. - На обл. только фамилия авт. - Загл. на корешке: Альбом-каталог. - Публ. о творчестве С. А. Белова: с. 26.

Альбом-каталог посвящен творчеству талантливого графика и живописца Сергея Белова. Художник давно открыл свой путь и нашел своё место в искусстве. Ещё в начале 1980-х гг. мастер сделал свой творческий выбор, определив его как традиционное для отечественного искусства сочетание глубокого гуманистического содержания и профессионального совершенства формы. Как утверждает С. Белов, ему далеко не безразлично, какие мысли и чувства вызывают у зрителя его произведения. Своей главной задачей он считает наполнение их нравственным смыслом, а при такой установке для автора очень важно, насколько его поняли те, к кому он обращается. Действенность общения при этом достигается не столько внешними эффектами, сколько, душевным переживанием художника, понимающего творчество как созидание на земле добра и красоты. Для того чтобы прийти к этому, потребовался немалый путь. Творчество С. Белова - одно из тех явлений, которые раскрываются не сразу, а постепенно, по мере того как зритель осваивает мир, воплощённый в работах мастера. Этот мир нетороплив и несуетен, одновременно прост и глубок, нередко полон символов, требующих сосредоточенного размышления. Знакомые и прекрасные образы родной земли и живущих на ней людей, Георгий Змееборец, Блудный сын, Птица счастья и Древо жизни соседствуют в этом мире естественно и органично. Так же естественно на зрелом этапе творчества художник пришёл к иконописи, воплотившей в его искусстве и жизни выражение искренней и чистой веры. Произведения Сергея Белова представлены в разделах альбома: иконопись, графика, живопись. Автор включил в издание также созданные им экслибрисы. Книга знакомит читателей с творческим кредо художника, перечнем выставок, в которых он принимал участие, каталогом произведений, с краткими биографическими сведениями о мастере. Глубже понять творчество живописца помогут публикации искусствоведов В. Ф. Чиркова и Л. В. Чуйко, включенные в издание.


 

Белов К. П. О моей жизни / К. Белов. – Омск : ЛЕО, 2005. – 159 с. : ил., портр., факс. -  105-летию со дня рождения посвящ.

Кондратий Петрович Белов был не только большим художником, но и человеком своеобычным – самым живым, подлинным, естественным из всех окружавших его людей. Художник успел дождаться многого: широкого признания, славы лучшего сибирского пейзажиста, почетных званий – заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР и неофициального титула «патриарх сибирской живописи». Еще при жизни К. П.Белова было принято решение о создании в Омске его музея. Российские музеи охотились за его картинами, а персональные выставки проходили в лучших, престижных  залах Москвы и многих городов Сибири. После смерти художника в 1988 г. остались его воспоминания, которые привела в порядок дочь К. П.Белова – Вера Кондратьевна. Свои мемуары К. П.Белов довел только до 1948 г. Возраст, болезни не позволили продолжить работу. Но вполне возможно, причина была иной: художник сознательно поставил точку, решив, что самое главное уже написано. Он вспомнил только то, что самому было более по душе: детство, родные места, учебу в изостудии и художественно-промышленном техникуме им. М А.Врубеля, первые шаги в искусстве, театр и другие события, которыми  полна жизнь человека, не возвышающегося над эпохой, а всецело пребывающего в ней. Читаются мемуары на одном дыхании. Нам становится ближе личность художника, понятнее истоки его творчества, исполненного любви к родной земле и восхищения ее красотой. Прекрасным дополнением к воспоминаниям К. П. Белова служат страницы, написанные его внуком В. Некрасовым и посвященные более позднему периоду жизни художника. Все документы и большинство фотографий, опубликованных в настоящем издании, воспроизводятся впервые.


 

Владимир Бичевой. Живопись. Графика : [альбом] / М-во культуры Ом. обл. ; [сост., вступ. ст. Л. К. Богомоловой]. - Омск : Золотой тираж, 2012. - 141, [2] с. : ил., портр., ил. - Библиогр. в конце кн.

   Каждый художник по-разному проходит свой творческий путь. Скромный и неразговорчивый Владимир Бичевой остался в памяти всех, кто его знал, прежде всего, лириком, созерцателем, человеком с глубоким и поэтичным чувством влюбленности в природу. Становление В. Бичевого как художника пришлось на вторую половину 1960-х гг., когда в изобразительном искусстве, литературе, музыке продолжались поиски новых форм выразительного и изобразительного языка. Однако основу его творческого кредо составили реалистические живописные традиции, с которыми он  познакомился в годы учёбы. Пейзажная живопись стала творческой необходимостью, ёмкой формой выражения чувств и настроений. А камерный этюд – основной формой творческой работы художника, где он проявил себя тонким наблюдателем природы и умелым мастером. Произведения В. Бичевого «портретны», они всегда являются точным изображением какого-либо места. Пейзажная палитра художника неисчерпаема, этюды наполнены каким-то внутренним светом, завораживают широкой напевностью сюжетов. Небольшие по размеру, они ассоциативно полнозвучны: мы видим не только живую красочность предметного мира, но ощущаем прохладу или знойность дня, шум ветра в ветвях деревьев или тишину вечернего сумрака. Репродукции работ В. Бичевого заняли основное место в альбоме, посвященном творчеству омского живописца. В издании даны также этюды художника. Эти этюды, экспонировавшиеся на трёх выставках уже после смерти Владимира Бичевого, оказались откровением для зрителей. Они не только не потерялись среди работ других омских живописцев, но и прозвучали свои голосом. Камерные пейзажи  В. И. Бичевого - ёще одна творческая грань, характеризующая его поколение. В книге представлена хроника жизни и творчества мастера, иллюстрированная документальными фотографиями, каталог основных произведений, библиография.


Владимир и Ольга = Jewelers Vladimir and Olga : [альбом / А. Е. Чернявская, В. Ф. Пак, С. М. Хвошнянская ; сост.: В. А. Крышковец, О. К. Крышковец] ; Ом. регион. отд-ние Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России». - Омск : [Омскбланкиздат], 2014. - 151 с. : цв. ил., ил., портр. - Авт. указаны на обороте тит. л. - На обл.: Художники-ювелиры Владимир и Ольга Крышковец. - Библиогр.: с. 150-151.

Альбом посвящен творческому дуэту известных омских ювелиров, незаурядных художников Владимира и Ольги Крышковец, который являет собой пример удивительного единства духа и сходства мыслей двух мастеров. Всё, что мы вкладываем в ёмкое словосочетание «родство душ», у них есть. Наверное, их союз столь плодотворен и долговечен потому, что они, воистину, две половинки одного целого как в жизни, так и в искусстве. И эта невидимая духовная поддержка со всей полнотой проявляется в их творчестве и во многом предопределяет его успех. Выпускники Красносельского художественного училища, ювелиры переехали в 1974 г. в Омск и начали работать в художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РСФСР. Творческая и личная судьба Владимира и Ольги сложилась весьма успешно, об этом красноречиво свидетельствуют их совместные произведения и признание в среде профессионалов: с 1991 г. они члены Союза художников России, неоднократные лауреаты различных конкурсов и выставок, престижных наград в сфере ювелирного дела. Художники работают в традициях отечественного ювелирного искусства. Темы зарождения, смысла и философии жизни проходят через всё их творчество. Созидая свои малые шедевры, ювелиры используют различные материалы (медь, серебро, золото, драгоценные и поделочные камни, эмали). Каждая созданная Владимиром и Ольгой Крышковец вещь, являясь произведением искусства, уникальна и неповторима. Альбом предваряют вступительные статьи искусствоведов о творчестве ювелиров. В издании представлены произведения художников, каталог основных работ, даты жизни и творчества художников, сведения о наградах, участии в выставках, обширный список литературы.     


Бугаенко Т. Ф. Живопись : [альбом-каталог] / Татьяна Бугаенко. - Омск : ИП Загурский С. В., 2012. - 136 с. : цв. ил., репрод. - Текст парал. рус., англ. - Библиогр.: с. 136.

Творческая деятельность Татьяны Бугаенко вызывает большой интерес в среде искусствоведов, галеристов, художников, в широкой зрительской аудитории. Почерк художницы легко узнаваем, работы выразительно выделяются среди произведений других авторов. Татьяна Бугаенко вошла в художественную жизнь Омска неожиданно быстро и уверенно, демонстрируя собственную творческую манеру и оригинальность образного высказывания. Уже в 1990-х гг. о ней сложилось представление как о тонком живописце, глубоко и проникновенно чувствующем гармонию цвета. По характеру своего дарования Т. Бугаенко – лирик. Ей чужд анализ. Она скорее синтезирует жизненные впечатления, сплетая из них живописную ткань повествования, воплощенную в цвете. Цвет для нее – выразитель настроения, чувства, мироощущения в целом, недаром в определении своих пристрастий она прошла через увлечение Ван Гогом, Климтом, Константином Коровиным. Художница жадно ловит и запечатлевает те жизненные состояния и образы, которые наиболее адекватны внутреннему складу ее личности. Творчество Т. Бугаенко никого не оставляет равнодушным, об этом свидетельствуют статьи и высказывания омских искусствоведов (Л. Богомоловой, Г. Лузяниной, В. Раковой) и коллег художницы, вошедшие в альбом. Художник С. Баранов так оценил личность и творчество Т. Бугаенко: «Она ярка во всех смыслах сразу: и мастерством, и колоритом живописных работ, и внешними природными данными, и качествами личности <…>. Каждая картина – как изысканное блюдо, в котором тонко переданный Мастером непередаваемый вкус красоты Мира». Репродукции в альбоме-каталоге выполнены на хорошем полиграфическом уровне. В приложении дана творческая биография художницы и список выставок, в том числе персональных.                                      


Десятов В. А. Юбилейная выставка Десятова Виктора Александровича, сентябрь, 2008 : каталог : живопись, графика, худож. проектирование. - Омск : [б. и.], 2008. - 38 с. : ил., цв. ил., портр. - В надзаг.: Союз художников России, Ом. орг. - (В суперобл.).

   Каталог юбилейной выставки художника-проектировщика В. Десятова – итог 50-летней работы мастера. В своё время Омску повезло, в лице Виктора Десятова город обрел специалиста, умеющего профессионально решать вопросы формирования современной городской  среды. В конце 1960-х гг. В. Десятов был назначен на новую для Омска должность – главного художника города. В ту пору, объехав крупные города СССР, он собрал обширный материал по опыту организации городской среды и организовал творческую группу, которая вникала в проблемы Омска и предлагала их решение. Мастера-профессионалы, к которым относится В. Десятов, востребованы во все времена. Главное в его работе – умение заглянуть в будущее. Об этом свидетельствуют проекты художника: оформление интерьеров ДК «Юность», Дворца бракосочетания Центрального района, ДК «Текстильщик», кафе «Алёнушка», Дворца пионеров и школьников, Музыкального театра, плавательного бассейна «Альбатрос», музея и площади завода им. П. И. Баранова и др. Отдельная страница творчества мастера – работа с памятниками архитектуры. В 1979 г. был реализован уникальный проект по восстановлению и реконструкции Никольского казачьего собора с размещением в нём первого в Омске зала органной и камерной музыки. Помещения собора представляли собой органичный синтез классической архитектуры и нового решения интерьеров. В 1990 г. по проекту мастера восстановили Серафимо-Алексиевскую часовню. В эти же годы В. Десятов занялся работами станкового характера, его черно-белая графика – это величественные, спокойные образы природы и архитектуры. В творческом багаже мастера – разработка многочисленных афиш, плакатов, эмблем, фирменных знаков, открыток, пригласительных билетов, макетов книг и буклетов. Большая часть проектов представлена  в каталоге выставки, организованной в связи с 75-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности. В каталоге имеется большая вступительная статья о творчестве художника-проектировщика.


Десятов В. А. Юбилейная выставка Десятова Виктора Александровича, сентябрь, 2013 художественное проектирование, графика, живопись : каталог / Ом. отд-ние Союза художников России. - Омск : ООО «Омскбланкиздат», 2013. - 108 с. : ил., портр., факс.

   Творческий путь В. А. Десятова, одного из самых известных омских дизайнеров, многогранен - замечательный график, плакатист. Но ярче всего талант Виктора Десятова проявился в дизайне и проектировании различных объектов: дом бракосочетаний Куйбышевского района г. Омска (1964), дом технической пропаганды завода им. П. Баранова (1968), плавательный бассейн «Альбатрос» (1971), Омский городской дворец пионеров и школьников (1975), органный зал в Никольском соборе (1979), кафе «Алёнушка» (1984), ДК «Юность», Серафимо-Алексиевская часовня (1990), комплексные проекты открытой и замкнутой сред Омского музыкального театра, Омской картографической фабрики и др. В активе В. А. Десятова – дизайнерское решение ряда альбомов, плакатов, афиш. Мастер активно работает в компьютерной графике. В альбом-каталог включены в хронологическом порядке работы художника, вошедшие в экспозицию сентябрьской выставки 2013 г. Издание состоит из нескольких частей: живопись, графика, плакат, художественное проектирование. В конце книги дан каталог работ дизайнера с 1959 по 2013 гг. Выставка демонстрировалась в выставочном зале Омского дома художников.


Евгений Дорохов = Evgeny Dorokhov : [живопись, графика, концептуальный проект : альбом-монография / авт.-сост. А. Гуменюк ; науч. ред. Л. Чуйко] ; М-во культуры Ом. обл., Ом. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России». - Омск : [Омскбланкиздат], 2013. - 223 с. : цв. ил., портр. - Библиогр.: с. 215-216 (72 назв.).

Альбом посвящен творчеству известного сибирского художника. Евгению Дорохову повезло, о нём писали столичные, сибирские и многие омские искусствоведы, философы и культурологи. Это и понятно: мифотворец и художник реального мира, живописец с монументальным мышлением и станковист, мастер оригинальной графики и объекта, организатор архитектурного и средового пространства, он постоянно привлекал внимание к своим работам, в которых неизменно пульсировала энергия новых идей. Творчество Е. Д. Дорохова и по сей день отличают неординарность и философичность мышления. Не подверженное границам воображение автора раскрывается мощно и стремительно практически всеми средствами выразительности: масштабом произведения, оригинальным композиционным решением, сложными ракурсами и колористическими «замесами», тактильно ощущаемой и зрительно переживаемой фактурой письма. Каждый раз, начиная свой новый виток в искусстве, он словно провозглашает «начало начал» собственного видения и осмысления всего мироздания – мира космического и земного, пространственно-временного и архео-глубинного. Книга включает биографический очерк о мастере, содержащий автобиографические наброски художника, его непосредственные рассказы о семье, учителях, людях близких, или просто мелькнувших в годы поиска собственного пути. Они дают возможность прикоснуться к той колоритной стороне жизни, что непременно составляет творческий портрет личности. Читатели найдут в альбоме характеристику основных этапов деятельности Е. Дорохова, тематические разделы, раскрывающие многогранность его дарования. Основное содержание дополнено каталогом представленных произведений, перечнем выставок и проектов, а также обширной библиографией.


 Елена Боброва : живопись : [каталог] / М-во культуры Ом. обл., Ом. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России» ; [авт.-сост. Е. Боброва ; авт. ст. Е. Кудряшова]. – Омск : [Омскбланкиздат], 2014. – 37 с. : цв. ил.

Творческие работы Елены Бобровой – омского живописца и графика – на сегодняшний день получили широкое признание благодаря особенностям личной тональности произведений, основанных на активном созерцании, размышлениях, впечатлениях. Их сюжетные переплетения выводят зрителя к мыслям об отношениях людей, времени, гармонии и борьбе цвета, света.  Равновесие формы и содержания, узнаваемый творческий почерк, широта и  свобода авторского высказывания, техническая и смысловая многослойность – качества, определяющие живописное мастерство художницы. Они позволяют воплощать ей любые темы. В каталог вошли полотна разной тематической направленности: город, времена года, дорога, детство, путешествия. Цвет в полотнах Елены Бобровой достаточно часто выступает главным героем в живописных сценариях, реализуемых тонко и гармонично, связанных с разными временами дня и даже года. В работах разных лет художница использует большой графический и живописный потенциал мотива свето-теневых отношений, её интересуют не только естественные и непреложные явления живописи – светотональная игра на плоскостях и объёмах, цветовой тон, теплохолодность как необходимое качество изображаемых предметов и объектов, – но и сама драматургия, процесс захвата освещённого пространства, вплетения света в тень и наоборот. Эти баталии или взаимодействия зачастую переходят в философский разряд, повествуя о неоднородности жизни человека, извечной борьбе и поиске гармонии. О темах, образах, чувствах, мотивах, их живописном воплощении в произведениях художницы рассказывает во вступительной статье к каталогу «Путешествие во времени и пространстве. Живопись Елены Бобровой» искусствовед Е. Кудряшова.  Совершить это путешествие, хотя бы отчасти, читателю и зрителю помогут работы, вошедшие в данный каталог.


Иван Желиостов. Графика : [альбом / фот.: М. И. Фрумгарц и др.] ; М-во культуры Ом. обл. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. – 168 с. : ил., цв. ил., портр. -На 3-й с.: 75-летие со дня рождения И. И. Желиостова. - Библиогр.: с. 160-161.

Искусство заслуженного художника России Ивана Ивановича Желиостова многопланово по художническим увлечениям и интересам. Об этом свидетельствуют его станковые гравюры, работы в книжной и миниатюрной графике, экслибрисе и живописи. Вместе с другими мастерами-графиками 1960-х гг. И. Желиостов вписал яркую страницу в историю сибирского искусства, имя которой – «линогравюра 60-х» - признанное самостоятельное художественное явление тех лет. Любимым мотивом в его живописи, как и в гравюре, остается пейзажный образ, в котором художника привлекает возможность уловить настроение, состояние природы. Данный альбом, подготовленный к 75-летию Ивана Желиостова, вышел в издаваемой  Министерством культуры Омской области серии книг о жизни и творчестве известных омских художников. Издание включает несколько разделов: очерки жизни и творчества художника, иллюстрации и приложения. Иллюстрации распределены по видам: линогравюра, ксилография, пастель, книжные иллюстрации, экслибрис. В приложении даны основные даты жизни и творчества; сведения об участии художника в выставках; библиография; перечень музеев и частных собраний, в которых находятся произведения И. Желиостова; каталог работ, представленных в альбоме. Издание позволяет обстоятельно познакомиться с творчеством Ивана Желиостова, открыть удивительный мир художника, создаваемый им на протяжении многих лет.


Игорь Санин : [альбом] / [М-во культуры Ом. обл. ; сост.: И. А. Санин, Г. А. Севостьянова]. – Омск : [Омскбланкиздат], 2013. – 191 с. : ил., цв. ил., портр. – Библиогр.: с. 183-184.

   Иллюстративная часть альбома включает более ста лучших произведений акварельной живописи Игоря Александровича Санина, выполненных почти за три десятилетия – середина 1990-х-2010 гг.  В творчестве художника это был наиболее яркий и плодотворный период, связанный с активными поисками, экспериментами и открытиями новых пластических идей и выразительных средств акварели. Искусство И. А. Санина, сохраняя и продолжая лучшие традиции советских мастеров-акварелистов 1960-1980 гг., уверенно прокладывало в эти годы путь новым тенденциям развития современной российской акварели. Прежде всего, это проявилось в стремлении к созданию картины, композиции монументального звучания в технике, которая чаще всего использовалась для работы над произведениями камерного характера. В издание также включены произведения конца 1980-1990 гг., которые тематически можно объединить в цикл «Сибириада». Это акварели, созданные художником во время творческих поездок по сибирской глубинке. В структуре издания нет чёткой хронологии,  тем не менее, создатели альбома стремились запечатлеть главные этапы развития акварельной живописи И. А. Санина. Работая над концепцией книги, авторы стремились создать тот визуальный ряд, который наиболее полно отражает не только главную тему творчества и особенности искусства  в различные временные и социальные периоды, но и мировоззренческую позицию мастера. Такие понятия, как мировоззрение или гражданская ответственность, в отношении И. А. Санина и его творчества далеко не пустые слова, об этом говорят его картины, созданные в жанре традиционного русского пейзажа.  Пейзажные акварели в альбоме выходят на первый план. Игорь Санин – пейзажист  по своему характеру, по мироощущению. Он художник со светлым и гармоничным отношением к окружающему миру, тонко чувствующий своеобразие сибирского природного ландшафта. При внешней узнаваемости изобразительного объекта мастер создаёт обобщённый образ, в котором нет места мелочной детализации или фотографическому натурализму. Художник ищет гармонию в природе и стремится воплотить её в своих произведениях. 
В альбом вошли воспоминания И. А. Санина о детских и юношеских годах, начальном периоде творчества (они проиллюстрированы семейными фотографиями) и публикации искусствоведов. В приложении даны биографическая справка о художнике, сведения об участии в выставках, каталог основных произведений мастера, обширная библиография.


Георгий Катилло-Ратмиров : жизнь и творчество : живопись/графика : [альбом] / М-во культуры Ом. обл. ; Туренина Н. П., Чернявская А. Е., Шорохова Л. Г., Мысливцева Г. Ю. и др. - Омск : Омскбланкиздат, 2009. - 137 с. : ил., цв. ил., портр. -  Библиогр.: с. 134.

Георгий Сергеевич Катилло-Ратмиров – значительная фигура в сибирской живописи. С первых своих шагов в искусстве (в 1960-е гг. Ратмиров начинал как график) он обнаружил свой почерк, строй художественных средств и приёмов. Виртуозно и тонко использует их художник для передачи окружающего мира. Самые обычные сюжеты решаются у него под совершенно неожиданным зрительным углом. Особого внимания заслуживают гравюры, рисунки, акварели, пастели, живописные произведения, созданные художником во время путешествий. Лирик по натуре, Г. Катилло-Ратмиров во всех своих работах стремится передать красоту окружающего мира. Он любит писать пейзажи: природа всегда прекрасна, в любом состоянии. Но красоту можно увидеть и в заводском цехе, и в тихом, ничем ни примечательном, поселке с покосившимися домами и сельской церквушкой без куполов, и в городской улочке, и в скромных ромашках на окне мастерской. Как смотреть… Георгий Катилло-Ратмиров умеет не только смотреть, но и видеть. Художник умудряется сочетать путешествия, почти ежегодные поездки в Дом творчества «Челюскинская» с преподавательской деятельностью на художественно-графическом факультете педагогического университета, в изостудиях для школьников и взрослых в ДК «Нефтяник», в Омском колледже культуры и искусства. Ученики Г. С. Катилло-Ратмирова составили костяк творческого объединения «Друзья и годы», созданного мастером в 1994 г. Объединение поражает своей жизнестойкостью и масштабом деятельности: десятки выставок в городах и посёлках, сопровождаемых мастер-классами, встречами со зрителями, методическими семинарами для педагогов. Секрет долголетия и популярности объединения – в личности лидера, который является не только талантливым художником, но и прирождённым педагогом с несомненными организаторскими способностями. Но главное в жизни мастера – работа в мастерской. Мастерская не просто второй дом, она – второе «я» художника, зеркало его помыслов, сомнений, трудов… Обо всём этом рассказывают искусствоведы, общественные деятели, журналисты в альбоме, посвященном Г. С. Катилло-Ратмирову. В издание включены также справочные сведения: биографическая справка, список основных произведений, перечень выставок художника, сведения о его произведениях в музеях и картинных галереях Омска и др. городов, список учеников мастера, библиография.


Георгий Кичигин : живопись, графика, пластика, записки : [альбом-монография / авт.-сост. В. Чирков ; ред. Г. Гурьянова] ; М-во культуры Ом. обл., Ом. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России». - Екатеринбург : Урал. рабочий, 2011. - 375 с. : цв. ил., портр., факс. - Место изд. в макете: Омск. - На обороте тит. л.: К 60-летию Георгия Петровича Кичигина. - Рез. англ. - Библиогр.: с. 369-371.

   Георгий Кичигин относится к категории художников, чье искусство вызывает огромный интерес, как у профессиональных исследователей, так и у любителей живописи. Художник использует гротеск, сюрреализм, символ, которые часто настолько переплетаются, что трудно выделить что-то одно. Форма, в которую заключается это кажущееся абсурдным мышление, всегда остается фотографической, но при этом произведения Г. Кичигина наполнены глубоким социальным смыслом. Художник организует сюжетное действие, он осмысливает реальность, а не фиксирует ее бездушно, избегает случайности и смысловой незначительности визуального отпечатка этой реальности. Георгий Кичигин ничего не выдумывает. Он отражает реальные, типичные ситуации нашей, по сути своей абсурдной, жизни. Чувство социальной неустроенности художник формулирует посредством усиленной экзальтации, символизации, гротескности и сатиричности образов. Георгий Кичигин сумел передать тревоги своего времени, поставил иные акценты на привычно текущей жизни, создав образы, непривычные по восприятию действительности, и по своему обострив систему изобразительности. Именно об этом рассказывают статьи искусствоведов В. Чиркова, В. Манина, Н. Тригалевой, Л. Богомоловой, А. Морозова, М. Чертоговой, А. Гуменюк, вошедшие в альбом. Издание включает записки художника, они отражают не только его мысли и чаяния, но и помогают лучше понять содержательную сторону творчества, стилистическое и формальное решение его работ. Альбом, являющийся наиболее полным собранием произведений живописи и графики художника, издан на высоком полиграфическом уровне. В него вошли также справочные сведения: каталог основных произведений Г. П. Кичигина, биографическая и творческая справка о художнике, перечень выставок (в том числе персональных), список музеев, в которых находятся произведения Георгия Кичигина, библиография.


Кичигин Г. П. Окрест : живопись : кат. персон. передвиж. выставки по городам Сибири: Красноярск-Кемерово-Новокузнецк-Томск-Новосибирск, сентябрь 2010 - апрель 2011 г. / Георгий Кичигин. - Омск : [б. и.], 2010. - 59 с. : репрод. - В надзаг.: Рос. акад. художеств, Отд. «Урал, Сибирь и Дальний Восток», М-ва культуры Ом. обл., Ом. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России», Гор. музей «Искусство Омска». - Библиогр. в тексте.

На персональной выставке Г. Кичигина, экспонировавшейся в пяти крупных сибирских городах, было представлено 99 картин, написанных художником в 1987-2010 гг.  В каталог «Окрест» включено 47 репродукций. Окрест (предлог-наречие, вынесенное в заголовок) означает, что художник пишет все то, что в округе, что очень хорошо знает, что видел собственными глазами, о чем думал и из-за чего по-человечески переживал. Окрест – это Любинский проспект в Омске, по которому художник ежедневно ходит, ездит, который наблюдает из окон своей мастерской ежедневно. Окрест – это коридор, двери, входы и выходы в мастерскую; окрест – это весь Омск, это Сибирь, это Москва, это те места в мире, в которых довелось бывать художнику, а там встречаться с разными людьми. Все это богатство большого и малого мира и есть окрест забот художника. Георгий Кичигин – художник ярко выраженной социальной тематики. Социальное художник раскрывает через нравственное, духовное в человеке. С самых ранних, ученических и студенческих работ, Г. Кичигин умел сочинять. У него есть, что сказать людям, и он все это «сооружает» на холсте. По большому счету, картины художника, это композиции на заданную самим художником тему. Для реализации поставленной задачи Г. Кичигин, прежде всего, решает вопрос среды, в которой разворачивается событие. Этих сред у художника фактически две: город (городская среда – улица, фонтан, теплотрасса, лужа, машины и проч.) и мастерская художника (интерьер самой мастерской, двери и окна, открывающие вид в коридор, во двор, на город; картины); редко природная среда. В этих средах происходят драматургически выстроенные события, главным действующим лицом которых становится человек как таковой, или рефлексия художника по поводу действий человека.

Помимо репродукций и статьи искусствоведа В. Чиркова в каталог включены справочные сведения: перечень представленных на выставке картин, биографическая справка о Г. П. Кичигине, перечень выставок художника, список музеев и коллекций, в которых находятся его произведения.


 

Александр Красноперов : живопись : [альбом-каталог] / Департамент культуры Администрации г. Омска, Ом. обл. орг. Союза художников России. – Омск : [б. и.] , 2007. – 79 с. : ил., портр. -  Библиогр.: с. 78.

    Издание альбома-каталога члена Союза художников России А. Ф. Краснопёрова приурочено к 75-летию Омского отделения Союза художников и 50-летию Дома художника в Омске и продолжило серию книг, посвященных творчеству омских мастеров изобразительного искусства. Искусство  Александра Краснопёрова неразрывно связано с пейзажем. За годы творчества мастер достиг левитанского проникновения в душу родного края. Его родина – деревня. Вот откуда черпает А. Ф. Краснопёров силы и вдохновение для творчества. Созданные им в последние годы работы «Среди хлебов», «Ледоход», «Цветет багульник», «Утро в деревне» говорят сами за себя, никого не оставляя равнодушным, потому что написаны с чувством и любовью. В каталоге дан перечень основных произведений художника, список выставок, в которых принимал участие А. Ф. Красноперов, хроника его жизни и творчества, перечень работ, находящихся в фондах омских музеев и картинных галерей.

 

 


Александр Макаров : графика : [альбом] ; М-во культуры Ом. обл., Ом. регион. отд-ние, ВТОО «Союз худож. России» ; [авт. текста Г. Гурьянова ;сост. А. Макаров]. - Омск : Омскбланкиздат, 2012. - 140 с. : ил., цв. ил., портр. - Библиогр.: с. 135-137 (43 назв.) и в тексте.

   Альбом, подготовленный к 60-летию омского художника, посвящен его творческому пути. Издание представляет собой полное собрание графических произведений А. С. Макарова о времени, о мире, о себе. Всё увиденное, пережитое, объединенное сегодня в одно целое,  воплотилось в художественный альбом. Александр Макаров пришел в искусство в середине 1970-х гг. Пришел легко, неконфликтно, и течение омского художественного процесса подхватило его естественно, как необходимую свою составляющую. Художник убедительно заявил о себе на крупных отечественных выставках, нашел своего зрителя. Каждое из прожитых десятилетий XX-XXI вв. наполнило произведения мастера своими смыслами, дало раскрыться творческой индивидуальности. Человек и природа – вот глобальные темы в творчестве художника. Время и пространство, освоенные и прожитые Александром Макаровым, измеряются художественными сериями. Серия - это целостное произведение, состоящее из отдельных завершенных работ, объединенных одной темой, выразительными приемами и образным решением, тематическими мотивами, настроением. Начав с серии «Солдаты» (1974-1976), художник создал ряд произведений, объединенных в серии «Сибирские мотивы» (1981), «Речники» (1984), «Лето» (1980), «По Дальнему Востоку» (1988), «Сахалинские мотивы» (1986-1987, 1991), «Омск в прошлом» (1986-1988, 1990). Серии «Лето» и «По Дальнему Востоку», вместе с серией «Омск в прошлом», стали визитной карточкой А. С. Макарова. Сегодняшний мир омского художника – это классические станковые жанры графики: портрет, пейзаж, ню, решаемые в излюбленной им смешанной технике последних двух десятилетий, позволяющей с чуткостью к красоте передавать привычные, знакомые виды города, ландшафты Прииртышья или соразмерность и пластику женского тела. Обо всём этом можно прочитать в альбоме А. С. Макарова, полюбоваться его произведениями и получить еще массу полезной информации о жизни и творчестве художника.


 

Образ Родины : Анатолий Чермошенцев : к 75-летию художника : альбом-каталог / М-во культуры Ом. обл., Гос. обл. художеств. музей «Либеров-центр», Ом. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России», Ом. гос. пед. ун-т ; [авт. ст. Г. Е. Лузянина]. - Омск : Омскбланкиздат, 2012. - 71 с. : ил., портр.

 

    Имя Анатолия Алексеевича Чермошенцева, одного из ярких представителей старшего поколения художников, хорошо известно в Сибири. По призванию график, он активно занимается живописью, тяготеет к монументальным формам. Образ Родины, бескрайность земли, высота неба, свобода движения, единство человека и природы, духовное, нравственное начало человека, доброта, красота, любовь – основные темы работ А, Чермошенцева. Обобщенный, эмоциональный, поэтически-образный строй художественных произведений мастера стал итогом длительного развития, когда искусство глубоко вбирало сложные вопросы своей эпохи, погружалось в беспокойную реальность. В творчестве художника ощутим повышенный интерес к социальной проблематике, к современности. Через тонкое ощущение сопричастности, сопереживания родной земле, её природе, человеку – рождались графические серии и тематические картины А. Чермошенцева. При этом живая конкретность соприкосновения с действительностью сочетается с точным пониманием специфики черно-белой гравюры. В юбилейном альбоме представлены произведения 1960-2000-х гг., выполненные в различных техниках графики и живописи и иллюстрирующие  основные этапы творчества художника. В издание вошла обширная статья искусствоведа Г. Лузяниной о творчестве А. Чермошенцева, биографические сведения о нем, перечень выставок, в которых участвовал мастер, каталог выставки «Образ Родины», автобиография художника. В совокупности весь этот материал дает представление о модели мира художника. Истоки творчества А. Чермошенцева следует искать, прежде всего, в русской художественной традиции, которую отличали вкус и соразмерность формы, сочетание внешней простоты с философской глубиной образов. Повышенная чуткость к  характеру и облику окружающей действительности в сочетании с остротой выразительности станковой гравюры позволяет говорить об А.Чермошенцеве как о ведущем графике Сибири второй половины XX в..

 


 

Олифиров Г. Г. Дорога жизни / Г. Олифиров. – Омск : [б. и.], 2009. – 208 с. : фотоил., портр. – В содерж. также стихи Г. Г. Олифирова. – Указ. произведений Г. Г. Олифирова: с. 206-207.

 Альбом вышел к 60-летию художника. Григорий Григорьевич Олифиров – известный омский художник, создавший неповторимый мир образов сибирской природы. Другие темы его произведений: Родина, Великая Отечественная война, православие, сибирская деревня, родной дом. Его мир образов добр, благороден и обращен к самым высоким человеческим чувствам. Творчество Г. Олифирова занимает особое место в современной пейзажной живописи. В природе Сибири художник находит неиссякаемый источник вдохновения и создает незабываемые образы времен года, особенно любима им зима. Арсенал художественных средств мастера огромен. Здесь и новые ракурсы, и сложные цветовые решения, и композиционные находки. Альбом дает полное представление об уникальном творчестве художника. Изобразительным искусством Григорий Олифиров стал заниматься уже будучи взрослым, сформировавшимся человеком,  его книга называется «Дорога жизни», в нее вошли воспоминания художника о семье, в частности об отце, о детстве, друзьях и соратниках, о времени.  Воспоминания художника не претендуют на полноту, он вспоминает лишь некоторые моменты, которые оставили след в его памяти. Творческий человек талантлив во многих сферах, об этом свидетельствуют стихи Г. Олифирова, вошедшие в книгу.


 

Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров-центр» : [альбом-каталог] / М-во культуры Ом. обл., Гос. обл. художеств. музей «Либеров-центр» ; авт. ст. : А. Н. Гуменюк, Г. Ю. Мысливцева ; сост. кат. Н. А. Шугаева. – Омск : ЛЕО, 2006. – 71 с.: ил., цв. ил., портр. – Кат. репрод. произведений из коллекции сиб. пейзажа музея «Либеров-центр» : с. 64-70.

 

Выход в свет данного альбома-каталога сопряжен с реализацией большой программы в честь 95-летия одного из виднейших российских художников, большого мастера, педагога, основателя художественно-графического факультета Омского педагогического института, народного художника России Алексея Николаевича Либерова. Его творчество получило официальное признание, высоко оценено профессиональной критикой, коллегами, знатоками и поклонниками изобразительного искусства. Произведения А.Н.Либерова входят в собрания крупнейших музейных коллекций России. Альбом-каталог включает публикацию части искусствоведческих исследований А.Н.Гуменюк и Г.Ю.Мысливцевой, посвященных творчеству мастера сибирского пейзажа, анализу его роли в становлении и развитии художественной культуры и образования в Омске, обзор коллекции сибирского пейзажа в музее «Либеров-центр» с информацией о художниках и каталогом приведенных в альбоме произведений. Издание предоставляет возможность всем, кто знает, любит и ценит творчество А.Н.Либерова, открыть для себя его новые грани, более глубоко и проникновенно почувствовать мир, который вдохновенно создавал художник.

 


Художник слова, или Слово художника : из рукоп. наследия Н. Я. Третьякова в собр. Ом. музея изобр. искусств им. М. А. Врубеля / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля ; авт.-сост., авт. предисл. Т. Ю. Николаева. – Омск : Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля, 2008. – 71 с. : ил., портр, факс. -  (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). – Библиогр.: с. 70.      

Николай Яковлевич Третьяков (1926-1989) – известный омский художник, автор многочисленных графических и живописных работ, а также монументально-декоративных композиций. В собрании Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля - около 200 живописных и более 300 графических  и других работ Н. Я. Третьякова, а также значительный документальный архив, включающий в себя 79 альбомов с набросками, 12 блокнотов с рукописями, фотографии и негативы, документы, переписку и личные мемориальные предметы. Книга рукописного наследия художника состоит из пяти глав и эпилога. В первой главе – записи художника автобиографического характера, далее – размышления об искусстве в целом и своем творчестве. Третья глава посвящена собственно литературному наследию художника: здесь и зарисовки прошедшего дня, и совершенно фантастические истории гротескного плана, и стихотворные строки. В четвертой главе опубликованы тексты юмористического характера, в пятой – философские размышления о жизни и взаимоотношениях между людьми. Эпилог – обращение Н. Я.  Третьякова к любителям живописи. Эти рукописи отражают незаурядную личность художника, а также ту эпоху, в которой он жил и творил.


Ростислав Черепанов. Живопись : [монограф. альбом] / М-во культуры Ом. обл. ; [сост., авт. вступ. ст. Г. Е. Лузянина]. - Омск : [б. и.], 2010. - 179 с. : цв. ил., портр. - Библиогр.: с. 170. - Кат. основ.  произведений Р. Ф. Черепанова: с. 171-178.

Изданием альбома, посвященного живописи одного из старейших омских художников Ростислава Федоровича Черепанова, Министерство культуры Омской области продолжает серию изданий о творчестве известных омских художников. Почти семь десятилетий жизни Р. Ф. Черепанова отданы художественному творчеству. Его работы получили широкое признание, высоко оценены профессиональной критикой, коллегами, знатоками и поклонниками изобразительного искусства. Ростислав Черепанов – один из ярких представителей художественной жизни Омска второй половины XX века. Значение его творчества измеряется не только огромным количеством созданных работ, числом прожитых лет, но и значительностью тем, к которым обращался мастер на протяжении всего творческого пути, духовной наполненностью работ, своеобразием и глубиной исследуемого им окружающего мира. Альбом репродукций омского художника предваряет вступительная статья искусствоведа Г. Лузяниной, в которой она рассказывает о творческом пути Р. Ф. Черепанова, прослеживает его эволюцию как художника, анализирует основные произведения мастера. Яркая и самобытная живопись Р. Черепанова предоставляет возможность каждому читателю погрузиться в богатый мир древнерусских архитектурных памятников, азиатских мотивов, пленэрных сибирских северных пейзажей, декоративных натюрмортов. 


Чирков В. Ф. Алексей Сапожников : живопись / Владимир Чирков ; [М-во культуры Ом. обл.]. - Омск, 2005. - 127 с. : ил., портр. -  (Омские художники-«шестидесятники»). - Библиогр.: с. 125-126. - Кат. основ. произведений А. Б. Сапожникова: с. 117-122.

Книга В. Ф. Чиркова посвящена замечательному омскому живописцу Алексею Борисовичу Сапожникову, его искусству пейзажа и красоте сибирской природы. На страницах альбома вы найдете очерк жизненного  и творческого пути художника, познакомитесь с его лучшими работами, участием в выставках. Редкий однолюб, очарованный красотой сибирской природы, А. Сапожников оставил в произведениях часть своей души. «Пейзаж был любимым жанром Алексея Сапожникова. Он писал все времена года. Художник как-то совершенно особенно чувствовал природу. Поэтому в его полотнах столько несказанной доброты, трепетного света, столько неброской утонченной красоты, что даже непоэтичному человеку хочется говорить стихами» (журналистка Л. Трубицина, из книги отзывов о персональной выставке А. Б. Сапожникова, 1989 г.). А вот еще один отзыв из той же книги: «Пейзажи [А. Сапожникова] очень музыкальны, лиричны, эмоционально насыщены. Смотришь на березы, поля, речку, закат и слышишь звонкую, чистую мелодию, и самому хочется петь вместе с этим голосом природы» (Г. Г. Ивно). Автор книги включил много подобных цитат о творчестве художника, дополняющих его картины в альбоме, в совокупности они знакомят с миром А. Б. Сапожникова. Произведения художника очень адекватны его сущности – они притягивают своей тихой перламутровой красотой, задушевностью, на них откликается душа созерцающего: человек становится светлее, откровеннее, добрее.  

Поделиться: