Раздел: Библиография

Архитектура

Горелова Ю. Р. Архитектурная среда города: образные характеристики, генезис и динамика (на материалах г. Омска) : учеб. пособие / Ю. Р. Горелова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сиб. гос. автомобил.-дорож. акад. (СибАДИ)». - Омск : СибАДИ, 2013. - 328 с. : цв. ил. - Крат. слов. архитектур. терминов: с. 313-326.

   Автор книги проанализировала образные характеристики архитектурно-ландшафтной среды Омска с позиций междисциплинарных дисциплин при приоритете культурологической парадигмы. В первой главе «Архитектурная среда» города как предмет научной рефлексии» рассмотрены проблемы историографии и методологии исследования образных характеристик архитектурно-пространственной среды города. Автор приводит слова историка И. М. Гревса: «Город как целое тоже должен быть признан особым памятником, являясь живым коллективом… К городу следует подходить как к специфическому собирательному существу, развивающемуся по подобию живого организма с собственной природой, выявляющему каждый раз неповторимые черты и элементы. Жизнь его изучается в процессе становления, от начала через возрастание к апогею до расцвета его существа, затем возможно, к упадку, к концу…». Во второй главе «Архитектурно-планировочная среда: динамика и роль в формировании современного образа города» изложены основные факты, раскрывающие формирование архитектурно-планировочной среды Омска от момента его основания до настоящего времени. В третьей главе «Дизайн городской среды: роль ландшафтной составляющей, малых архитектурных форм и визуальных коммуникаций в формировании образа города» рассмотрены проблемы озеленения, благоустройства и эстетического оформления городского пространства. Ценность данного пособия повышается за счет словаря терминов и понятий, обширного списка литературы и наличия богатого иллюстративного материала. 


Гуменюк А.Н. Неоклассицизм в архитектуре Омска 1910-х годов : [монография] / А. Н. Гуменюк. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. - 103 с. : ил. – (К 300-летию Омска). - Рез. англ. - Библиогр.: с. 50-52. - Слов. архитекторов и инженеров: с. 56-66.

   Архитектурное наследие Омска, приближающегося к своему 300-летнему юбилею, отражает произведения столичных и сибирских зодчих различных эпох. К «большому стилю» столиц – торжественному и монументальному неоклассицизму - провинциальный Омск обратился в 1910-е гг. Неоклассицизм этого периода, с его грандиозностью и широтой классических интерпретаций, стремлением к ансамблевости и тщательной проработке деталей, стал ярким явлением в омской архитектуре. Городская власть предпочитала этот стиль в архитектуре, как направление, поддерживаемое государством. Появление столичного заказчика в лице крупных фирм, распространявших свое влияние на удаленные территории России, также способствовало утверждению неоклассицизма в нашем городе. В результате строительного подъема 1910-х гг. Омск получил целый ряд памятников неоклассицизма, о которых рассказывается в данной работе. Автор монографии, кандидат искусствоведения рассмотрела особенности формирования неоклассицизма и его стилевых вариаций в архитектуре Омска начала XX в. (ранний и поздний неоклассицизм, неоклассика в архитектуре деревянных зданий, проведение конкурсов российского значения с программной установкой на классические традиции). Ценность работе придают краткие биографические справки об архитекторах и инженерах, связанных конкурсной, проектной и строительной деятельностью с Омском в 1910-е гг. (акцент сделан на здания или проекты, выполненные ими для Омска в стилевых вариантах неоклассицизма). В конце справок указываются библиографические и архивные источники. В приложении к  изданию представлены 78 черно-белых иллюстраций (здания и их фрагменты). 


Гуменюк  А. Н. Стиль модерн в архитектуре Омска : [монография] / Алла Гуменюк. - Омск : ОмГТУ, 2007. - 138 с. : ил., факс. - Рез. англ. - Библиогр. в примеч.: с. 62-66 (104 назв.) и в тексте. - Слов. мастеров эпохи  модерна: с. 67-89.

   Своеобразный облик Омска складывался три столетия. Его архитектурное наследие отражает достижения столичных и сибирских зодчих разных эпох. Необычайно ярким явлением в архитектуре Омска стал новый стиль – модерн, воплотивший творческие искания зодчих на рубеже XIX-XX веков. Сто лет назад модный «стиль европейских столиц» принес на провинциальную почву стремление к новизне и, в то же время, развил желание найти собственную, присущую только омской архитектуре образную интонацию. Результатом поисков зодчих явились памятники, обладающие выразительной пластикой объемов, своеобразием силуэтов, живописной фактурой отделочных материалов. Запоминающийся образ зданий модерна создавали элегантно выполненные архитектурные элементы - эркеры, аттики, балконы, разнообразные по форме оконные проемы и окна в виде замочной скважины. Стилизованный орнамент был важным средством выразительности в архитектуре «нового стиля», поэтому на фасадах омских зданий можно увидеть арку из цветков и причудливо изгибающихся стеблей мака, цветущую виноградную лозу, плывущего лебедя. Если европейскому модерну, в том числе петербургскому и московскому, посвящено множество изданий, то архитектурный модерн российской провинции почти не отражен в печати. Книга А. Н. Гуменюк «Стиль модерн в архитектуре Омска» - одно из немногих изданий по данной проблематике в Сибири. Современные российские зодчие, основываясь  на традициях модерна и переосмысливая его, создают новую архитектуру неомодерна начала XXI в. Омские архитекторы также подошли к освоению неомодерна, ознаменовав своими постройками начальный процесс формирования регионального стиля. Продолжение последовательного развития архитектуры города в данном стилевом направлении становится возможным при глубоком изучении исторического наследия Омска начала XXстолетия, освещаемого в книге об омском модерне. Автор дает характеристику раннего (1910-1911) и более позднего (1912-1916) модерна, знакомит с вариантами этого стиля, отдельные главы посвящены кирпичному и деревянному модерну. Справочный аппарат издания включает словарь всех архитекторов, инженеров, строителей, чьи имена упомянуты в тексте: от мастеров, имеющих мировое значение, до малоизвестных или забытых. Книга, содержащая обширный искусствоведческий материал, значительное количество иллюстраций, станет полезной профессионалам, знатокам и любителям архитектуры.


Гуменюк А. Н. Эклектика в архитектуре Омска второй половины XIX - начала ХХ веков : [монография] / А. Н. Гуменюк. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - 147 с. : ил., пл., факс. - Рез. англ. - Библиогр. в примеч.: с. 58-64 и в тексте. - Слов. архитекторов и инженеров: с. 66-83.

   Архитектурное наследие Омска включает в себя  огромный массив  памятников второй пол. XIX – нач. ХХ вв. Этот период для провинции определяется временем преобладания архитектурной эклектики с её неизменным пристрастием к историческим стилям ушедших эпох. Сегодня памятники с эклектическими характеристиками фасадов и интерьеров наряду со зданиями в стилях барокко и классицизма, модерна и неоклассицизма рассматриваются как ценное историко-художественное наследие. Движение от классицизма к эклектике в архитектуре Омска имело свою динамику и особенности. Провинция, воспринимая стилевые потоки из центра, сглаживая или гиперболизируя характерные признаки, выявляя их позитивные и негативные черты, давала примеры собственного понимания архитектуры. Именно об этом рассказывается в монографии омского искусствоведа. В книге дана характеристика градостроительства, стилей ранней эклектики 1860-х гг., поздней эклектики 1870-1910-х гг. в каменной и деревянной застройке Омска. Представлена проектная и строительная деятельность столичных и сибирских зодчих в Омске в рамках исследуемого периода. В последнее время актуальность темы возросла в связи с выполнением в нашем городе проектов по воссозданию утраченных памятников. Стремление возродить их в первозданном виде требует высокой степени документированности, что ведет к поискам библиографических, иконографических, архивных источников и авторской архитектурной графики. Целый ряд таких материалов был выявлен в процессе данного исследования. Словарь архитекторов и инженеров, а также огромный иллюстративный ряд памятников архитектуры расширяют информацию о стилевых направлениях эклектики в архитектурном наследии Омска.   


 

Кочедамов В. И. Омск. Как рос и строился город / В. И. Кочедамов. - Омск : Кн. изд-во, 1960. - 112 с. : ил. - Библиогр.: с. 111-112.  

 

   Книга советского архитектора и историка архитектуры, уроженца Омска, Виктора Ильича Кочедамова (1912-1971) является одновременно и библиографической редкостью, и «настольной книгой» для современных архитекторов, историков, искусствоведов, культурологов, краеведов и библиотекарей. В этом труде впервые на основе широкого круга архивных источников и печатных публикаций  профессионально исследована история города (конец XVI - середина XX вв.) на примере формирования градостроительный и архитектурный среды Омска, его культурного пространства. Неординарность труда В. И. Кочедамова заключается, во-первых, в его междисциплинарности (соединение двух наук – истории Сибири и истории искусства), во-вторых, в изучении локальной истории как составной части единого грандиозного процесса возникновения и развития сибирских городов от Урала до Тихого океана. История градостроительства и архитектуры одного города вписана в контекст социальной истории страны. Первая часть книги посвящена истории дореволюционного Омска: строительство первой деревянной Омской крепости, новой (второй) Омской крепости, градостроительство и архитектура уездного города, административного центра Сибири, капиталистического города. Вторая часть издания посвящена советскому городу: Омск  в первые годы советской власти, Омск первых пятилеток, послевоенная реконструкция города, городок Нефтяников, озеленение города, перспективы Омска на семилетку (1959-1965). Книга насыщена огромным фактографическим и  визуальным материалом, в том числе фиксирующим исчезнувшие и исчезающие объекты дореволюционного и советского Омска. В издании даны сведения об авторстве (архитекторы, инженеры, скульпторы) проектов отдельных зданий, сооружений, архитектурно-планировочных районов, памятников; градостроительных планов в различные исторические периоды. Несмотря на значительный круг публикаций по истории градостроительства и архитектуры Омска, появившихся в последние десятилетия, комплексного труда, подобного работе В. И. Кочедамова, нет до сих пор. Книга советского архитектора актуальна, современна и будет востребована всегда.

 


 

 Кочедамов В. И. Омск. Как рос и строился город / [В. И. Кочедамов, Ю. Р. Горелова ; вступ. ст., послесл. А. М. Каримова ; отв. ред.: В. И. Селюк, С. Ю. Первых]. – Омск : Наука, 2014. – 251 с. : ил.

   Книга представляет собой сборник, включающий публикации об изменении архитектурного облика Омска на протяжении трёх веков. Более полувека краеведы, исследователи омской архитектуры пользовались трудом В. И. Кочедамова «Омск. Как рос и строился город» (Омск, 1960). За прошедшие десятилетия вышло огромное количество публикаций об отдельных архитекторах,  архитектурных стилях и проектах, но не было написано обобщающей работы по омской архитектуре с анализом направлений и основных тенденций формирования архитектурного облика города. В преддверии празднования 300-летия со времени основания Омска возникла необходимость осмысления культурного наследия, которое досталось омичам от предшествующих поколений. В настоящем издании сделана попытка обобщения материалов по формированию архитектурной среды Омска  XVIII-XX вв. и выяснению тенденций её развития в первой четверти XXI в.  Книга состоит из четырёх частей. Первые две части – собственно работа В. И. Кочедамова «Омск. Как рос и строился город»,  посвященная истории архитектуры Омска с момента основания до 1960 г., но это не репринтное воспроизведение текста. Изменения коснулись орфографии и пунктуации, а также иллюстраций в книге (они существенно переработаны и дополнены, отдельные изображения заменены или пропущены составителями в силу их низкого качества или малой информативности). Третью и четвёртую части издания составляет      исследование омского историка и культуролога Ю. Р. Гореловой, которое призвано довести повествование В. И. Кочедамова до современности. Таким образом, обеспечивается связь поколений исследователей архитектуры, преемственность теоретических изысканий авторов. Кроме того, Ю. Р. Гореловой обозначены тенденции и перспективы развития Омска. Отдельно автор останавливается на рассмотрении проблем озеленения, благоустройства и эстетического оформления городского пространства.

   Издание предваряет вступительная статья заслуженного архитектора России А. М. Каримова «Зодчие Омска», которая рассказывает о знаковых для города проектах, а также об их авторах. Автор уловил основные тенденции и направления развития омской архитектуры, обусловленные, в частности, социально-экономическими и политическими процессами в нашей стране. В послесловии, написанном им же, сделана попытка обобщить проблемы и наметить пути развития архитектурной среды города.

   Иллюстрации к изданию предоставлены Музеем истории самоуправления Администрации города Омска, Обществом коренных омичей и фотографом А. Н. Озеровым. Книга подготовлена в рамках грантовой программы Администрации города Омска, направленной на поддержание социально значимых проектов омских общественных организаций.

 


 

Кузеванов  В. С. Деятельность омских архитекторов по формированию городского пространства 1930-1950-х годов : монография / Кузеванов В. С. ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского». – Омск : Наука, 2014. – 166 с. : ил., цв. ил., пл. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 158-166 (100 назв.).

 

Архитектурная культура г. Омска 1930-1950-х гг. формировалась в соответствии с тенденциями советской архитектуры. Омская культура развивалась по московской технологии, но не смогла полностью реализовать эту модель в силу наличия другой исторической базы. Омское отделение Союза советских архитекторов СССР успешно функционировало в этот период, когда эвакуированные проектировщики (в том числе из европейской части страны) активно включились в архитектурную жизнь города. Монография посвящена изучению деятельности архитекторов как самостоятельного отряда советской интеллигенции. Исследовательская модель учитывает современные тенденции внутри исторической науки к междисциплинарной кооперации, сохраняя в виде базовой опоры социальную историю культуры. Апробация осуществляется на материалах г. Омска – крупного города Сибири «сталинской эпохи». Деятельность омских архитекторов рассматривается сквозь призму проектирования и строительства архитектурных комплексов, имевших особое значение для культурно-цивилизационного ландшафта Омска. Обращается внимание на локальный процесс формирования профессиональной культуры советского архитектора. Предпринята попытка аккумуляции отраслевой историографии по вкладу архитекторов 1930-1950-х гг. в формирование городского пространства, а также реконструкции деятельности властных и общественных институтов. Материал в монографии распределён по следующим главам: «Формы деятельности архитекторов Омска в условиях «сталинской эпохи», «Практическая деятельность советских проектировщиков по формированию пространства крупного сибирского города Омска», «Повседневная жизнь омских архитекторов». Тема книги раскрывается на примере деятельности омских архитекторов Е. А. Степанова, П. И. Круткина, О. Е. Либготта, Е. Н. Семёнова, П. С. Голенко, А. И. Юмакаева, Д. С. Бутырина, И. С. Голубецкого. В конце издания представлено 47 иллюстраций и обширный список литературы.

 


 

Омск … волею Петра Великого : [архитектур. образы трех столетий ] / фотохудож. В. Кудринский; авт. текста И. Девятьярова. - Омск : Арена, 2004. - 327 с. : ил. 

 

Книга рассказывает об Омске, его прошлом и настоящем. Идея создания альбома родилась в год, когда Санкт-Петербург торжественно отмечал свой 300-летний юбилей. Ведь Омск, заложенный как крепость в эпоху преобразований Петра Великого, - младший брат Северной столицы. История и современность города на Иртыше воплощены в облике его улиц, площадей и набережных. Архитектурные образы трех столетий запечатлены фотомастерами старого Омска и современным омским фотохудожником Владимиром Кудринским. В книге использованы фотографии и почтовые видовые открытки начала XX в. из собрания Омского музея изобразительных искусств им.М.А. Врубеля и частных коллекций омичей. 

 


 

Поэзия знакомого ландшафта = Poetry of a familiar landscape : Ом. архитектура конца XVIII - начала XXI века : [фотоальбом] / [фотохудож . В.Ф.Кудринский ; ред. - сост. и авт. текста И.Г.Девятьярова]. - Изд. 2-е, доп. - Омск : ЛЕО, 2004. - 231 с. : ил .

 

Второе издание альбома представляет работы известного омского фотохудожника Владимира Кудринского, дополненное новыми работами мастера. Фотохудожник знакомит нас с коллекцией фотографий, отражающих архитектурный облик города и Омского Прииртышья. В книгу вошли объекты и панорамы, особенно любимые автором и отмеченные свойственной ему поэтической интонацией. В тексте искусствоведа И.Девятьяровой, сопровождающем снимки, приводятся сведения о строительстве Омска, о памятниках каменной и деревянной архитектуры, раскрывающих эволюцию стилистических направлений и технических возможностей в отечественном зодчестве XVIII -XXI веков.

 

 

 

 

 


 

Чуйко Л. Н. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. : монография / Л. В. Чуйко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Наука, 2005. – 295 с.: ил. +  прил. (1л.). – Загл. прил.: Классификационная схема резного декора деревянной архитектуры Омска и Тары. – Библиогр.: с. 273-278. и в примеч.

 

   Традиционная архитектура Сибири только в XX столетии стала объектом целенаправленных систематических исследований. При этом городская деревянная архитектура – мощный пласт художественного народного наследия – оставалась на втором плане до тех пор, пока перед современным обществом не встали во всей остроте проблемы, вызванные урбанизацией. Материалы по резным украшениям деревянной архитектуры Омска и Тары никогда не были объектом целенаправленного исследования и практически не рассматривались в искусствоведческом аспекте. Тем более интересной является работа искусствоведа Л. Н. Чуйко по их систематизации, анализу и классификации форм, мотивов, семантики орнамента за такой длительный период. Для сравнительного анализа привлечены материалы по деревянному зодчеству нескольких близлежащих западносибирских городов – Новосибирска, Томска, Тюмени. Одним из результатов исследования стала разработка классификационной схемы омского и тарского резного декора, которая может быть использована для выявления и сравнения характерных черт домовой резьбы, позволяющих судить о локальных традициях, их роли и значении в многообразной картине бытования этой области народного творчества на территории Западной Сибири.

Поделиться: