Раздел: Библиография

Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Адрес музея: Дворец : от картин. галереи к музею изобр. искусств / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля ; текст и сост. А. Гуменюк. – Омск : [б. и.], 2005. – 103 с. : ил., портр.

 

Небольшая по объему книга «Адрес музея: Дворец» органично объединяет три линии повествования: историю музея, историю его зданий, сведения о коллекциях. Читатель узнает о выдающихся личностях, оставивших замечательный след в художественной жизни и культуре Омска, о первых шагах картинной галереи и дальнейшем ее развитии, результаты которого так впечатляют в экспозиционных и выставочных залах Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Живость изложения сочетается в книге с доскональной изученностью предмета и профессиональным искусствоведческим подходом, позволяющим получить не только увлекательное чтение, но и вполне серьезные знания по изобразительному искусству и архитектуре. Это делает книгу ценным источником для самого широкого круга читателей – от знатоков до школьников. Издание содержит значительное количество иллюстраций, большая часть которых выполнена в цвете. Они представляют коллекции музея в огромном временном диапазоне – от археологических материалов до современных авангардных течений искусства.

 


Бродский И. Е. Анатолий Гольденблюм - директор Омского музея изобразительных искусств / И. Е. Бродский ; науч. ред. Б. А. Коников ; Гл. упр. по культуре и искусству Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля. - Омск : Б. и., 2003. - 57, [1] с. : портр. - (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). -  На авантит.: Ом. музею изобр. искусств им. М. А. Врубеля - 80 лет. - Библиогр.: с. 53-57.  

   Книга омского краеведа посвящена замечательному искусствоведу, талантливому пропагандисту русского и советского искусства Анатолию Морицовичу Гольденблюму (1898-1972). В Омске он показал себя как опытный музейщик и руководитель – в течение двадцати лет (1947-1967) возглавлял Омский музей изобразительных искусств. В значительной степени именно благодаря А. М. Гольденблюму произошло становление музея как научно-просветительского учреждения. Он был искусствоведом, музыковедом, музыкальным критиком и театроведом. Для того чтобы разбираться в искусстве, необходим особенный и редкий дар. Но еще большего восхищения достоин тот, кто способен щедро делиться своими знаниями, «заразить», увлечь, «обратить в свою веру» окружающих, сделать их духовно богатыми людьми. Омичи знали А. М. Гольденблюма как непревзойденного лектора, выступавшего в организациях и в средствах массовой информации, инициатора и организатора лекториев и концертов-бесед, пользовавшихся особенной популярностью. Немало лет он посвятил педагогической деятельности.  Сам факт присутствия такого рода творческой личности заметно сказался на местной культурной ауре. Анатолий Морицович внес весомый вклад в культуру Омска. Без сомнения такой человек заслуживает, чтобы омичи подробнее узнали о его жизни и деятельности, судьбе его творческого наследия и музейных начинаний. Книга И. Е. Бродского – первый шаг на пути к познанию. А. М. Гольденблюм  - автор нескольких книг и огромного количества статей по различным вопросам искусства. Книга о нем снабжена обширной библиографией.

 


 

Живое прошлое : история Ом. музея изобр. искусств, 1923-1960 г. : сб. док. Т. 1 / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей. изобр. искусств им. М. А.Врубеля ; [авт.-сост. О. Н.Крепкая ; науч. ред.:  Л. И.Огородникова]. – Омск : Наука, 2006. – 270 с. : ил., портр., факс. – Библиогр. в подстроч. примеч.- Имен. указ.: с. 262-270.

Интерес читателей к истории культуры, основанный на изучении первоисточников за последнее время резко возрос. Именно осознанием значимости архивных материалов для исторических и культурологических исследований продиктовано трехтомное издание архивного материала. В нем будет отражен многолетний труд сотрудников музея за весь период его существования. Сборник «Живое прошлое» - первый опыт публикации музеем архивных источников, который дает возможность год за годом проследить пути его становления и развития. Название сборника навеяно мыслями о неугасающей преемственности поколений музейщиков, желанием оживить страницы минувших десятилетий, вдохнуть жизнь в документы, ставшие достоянием истории. В 1-м томе сборника представлены документы за четыре десятилетия: с 1923 г. – года включения в планы музея основания галереи – по 1960 г. Этот период в истории музея ознаменован важнейшими событиями, отраженными в документах сборника. Материалы, публикуемые в издании, носят разнообразный характер: это приказы, планы и отчеты, письма, решения, акты проверок музея вышестоящими организациями и акты приобретения художественных произведений. Некоторые из них приводятся в факсимильном воспроизведении. В сборнике представлены фотографии из архивов музея, имеющие непосредственное отношение к текстам. Помимо именного указателя имеется список сокращений.


Коников Б. А. Записки директора Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (1995-2010 годы) / Б. А. Коников. - Омск : Амфора, 2015. - 202 с. : ил., портр., факс.

   Стремление осмыслить свою деятельность в должности директора, а также  желание рассказать о многих знаковых событиях, произошедших  в  музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля за эти пятнадцать лет, побудили Б. А. Коникова написать воспоминания о работе в музее. Структура записок проста: введение и три главы, которые соответствуют трём периодам в современной истории музея. Первый период – 1995-1999 гг., второй – 2000-2004, третий – 2005-2010 гг. Завершаются записки описанием события, поставившего точку в директорской карьере автора. Борис Коников не отрицает, что его записки носят субъективный характер, как он пишет в заключении: «Всё изложенное в записках – это мой взгляд, мои оценки, моё видение событий, которые протекали внутри музея и за его пределами. Не сомневаюсь, что будут и другие оценки моей 15-летней работы в музее».  Окидывая взглядом свое пребывание в кресле директора музея, Б. А. Коников считает, что ему повезло с этой работой, она дала возможность увидеть другой мир, мир предметов, созданных мастерами разных стран и эпох, видов и техник; пообщаться со многими незаурядными людьми нашего Отечества: В. В. Путиным, М. Б. Пиотровским, Э. С. Набиуллиной, Е. В. Образцовой, Г. П. Вишневской. В. Б. Рушайло, В. С. Лановым, А. Д. Бржезицкой, А. И. Шкурко, В. А. Шамановым. В период работы Б. Н. Коникова коллектив музея увеличился в три раза, но его основу в это время составляла творческая группа из 25-30 человек. С чувством глубокой благодарности вспоминает Борис Коников об этих людях, на которых он мог положиться в решении музейных задач. По мнению экс-директора, у музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля – достойное будущее: он обладает одной из самых замечательных провинциальных художественных коллекций, и в нём работает целая когорта высокообразованных и творческих работников, доказавших свою профессиональную состоятельность.


Крепкая О. Н. Узнай прекрасную судьбу… : памяти искусствоведа А. Н.Гонтаренко (1926-1981)  /  О. Н. Крепкая ; М-во культуры, Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля. – Омск : Наука, 2007. – 147 с. : ил.. портр., факс. – (Культура, искусство, история г. Омска в памятниках и исследованиях).

    Автор книги, сотрудница Омского областного музея изобразительных искусств, многолетний хранитель музейного архива была хорошо знакома с героиней повествования, являлась её младшей коллегой. Антонина Николаевна Гонтаренко не занимала высоких постов в музейной иерархии. Её последняя должность – старший научный сотрудник, но она оставила о себе добрую память, незримо присутствующую в музее даже спустя многие годы после её ухода. Представленные на страницах издания материалы ещё раз подтверждают справедливость известной истины – не должность и звание определяют значение человека. Антонина Николаевна была Музейной Личностью. После смерти А. Н. Гонтаренко в музее остались бумаги искусствоведа, которые послужили основанием для создания в 1992 г. личного архивного фонда. В данном издании опубликована наиболее интересная часть архива А. Н. Гонтаренко. Книга состоит из четырёх разделов. В первом А. Н. Гонтаренко представлена как исследователь и просветитель, во втором собраны письма к Антонине  Николаевне, связанные с её научной деятельностью в области русского искусства конца XIX- начала XX вв. Третий раздел составляют публикации статей А. Н. Гонтаренко в местной прессе. Личные воспоминания автора об искусствоведе представлены в четвёртом разделе. Издание снабжено фотографиями из фонда А. Н. Гонтаренко, именным указателем авторов писем, списком сокращений и библиографией. В названии книги использовано заглавие статьи А. Н. Гонтаренко о творчестве Н. С. Войтинской – известной русской художницы и графика. Эти слова с полным основанием можно отнести и к прекрасной творческой судьбе Антонины Николаевны.


Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск / [Благотвор. фонд В. Потанина ; Бюджет. учреждение культуры Ом. обл. «Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля» ; авт. текстов Е. Ионова]. – М. : [б. и.], 2014. – 22 с. : ил., цв. ил., портр. – (Музейный гид. Путеводители по музеям России, 2014). – Рез. англ.

Благотворительный фонд В. Потанина, один из первых частных фондов в современной России, создан для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Поддержка музеев – одно из главных направлений деятельности благотворительного фонда. За более чем 10 лет существования музейных программ фонд собрал уникальную информацию о музеях России, что позволило создать проект «Музейный гид. Путеводители по музеям России». Путеводители создают новый образ музея, побуждая читателя стать путешественником. Оценивая «Музейный гид», сотрудники самых разных музеев отмечали, что участие в этом проекте можно сравнивать со знаком качества, которым фонд В. Потанина отмечает музеи. Четырнадцатый выпуск серии путеводителей посвящён Омскому областному музею изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, одному из первых сибирских музеев, где соседствуют произведения русского классического искусства,  шедевры русского авангарда и редчайшие японские гравюры. В путеводителе есть справочная информация о музее и о том, что стоит увидеть в его окрестностях, история создания музея и строительства Врубелевского корпуса, хроника важнейших событий, рассказ о музейных коллекциях, уникальных экспонатах, а также эссе приглашенного автора – своеобразный взгляд со стороны. В путеводителе звучат и голоса сотрудников музея, представлена их точка зрения на коллекции и экспонаты, достойные внимания.


Омские озорники: графика 1910-х – 1920-х гг. из собрания Ом. обл. музея изобр. искусств им. М. А. Врубеля: по материалам выст. к 100-летию со дня рождения поэта Л. Мартынова: альбом-каталог / авт.-сост. И. Г. Девятьярова,  Т. В. Еременко; науч. ред. Ф. М. Буреева; Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля.- Омск : Омскбланкиздат, 2010. – 143 с. :  цв. ил., портр., рис.

   Издание подготовлено по материалам состоявшейся в мае 2005 г. выставки «Омские озорники», посвященной 100-летию со дня рождения нашего земляка поэта Леонида Мартынова. Выставка названа по одноименной новелле из книги Л. Мартынова «Воздушные фрегаты» (в альбоме-каталоге приведены ее фрагменты). В книге представлено творчество местных художников-новаторов, искателей новых путей в искусстве. Среди них организаторы футуристического литературно-художественного объединения «Червонная тройка» В. Уфимцев и Н. Мамонтов, а также художники, оказавшиеся в Омске в период Гражданской войны и «белой столицы» - Д. Бурлюк, К. Балтгайлис, В. Эттель и др. Каталог составлен на основе музейных коллекций, ранее принадлежавших известному сибирскому писателю Антону Сорокину. Благодаря А. Сорокину до наших дней дошли живописные и графические произведения приезжих и местных художников. В конце 1910-х годов писатель задумал открыть в своем доме картинную галерею. Каждого гостя он просил подарить или продать свои работы. К началу 1920-х гг. А. Сорокин становится обладателем крупнейшего в городе частного художественного собрания, включавшего произведения сибирского авангарда, а также редкие образцы русского плаката 1900-х- 1920-х гг. Писатель также создал личный архив (сегодня его фонд находится в Историческом архиве Омской области), в документах которого с наибольшей полнотой получила отражение культурная жизнь Омска первой четверти XX в. Некоторые из них опубликованы в данном издании. В каталог включены 102 произведения графики и живописи этого периода: 38 рисунков принадлежат А. Сорокину и графикам его круга; 33 – представителям группы «Червонная тройка» - Н. Мамонтову, В. Уфимцеву и др.; 7 работ – их товарищам, художникам Барнаула М. Курзину и Е. Коровай; 24 листа – студентам Омского худпрома. Каталог построен по алфавитному принципу. Работы каждого автора даны в хронологическом порядке, приведены краткие биографические сведения о художниках, а также название, время исполнения, материал и техника исполнения произведения, его размеры.


Омский областной музей изобразительных искусств имени  М. А. Врубеля = Omsk regional M. A. Vrubel museum of fine arts : альбом / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля ; [Л. К. Богомолова и др. ; науч. ред. Ф. М. Буреева]. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. - 255, [8] с. : цв. ил., портр. - Текст парал. рус., англ.

  Омский музей им. М. А. Врубеля - один из крупнейших и старейших в Сибири. Коллекция музея, основанного в 1924 г., насчитывает около 30 тысяч произведений изобразительного искусства, многие из которых являются «жемчужинами» не только российского, но мирового искусства. Это произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, редкие печатные издания и документальные памятники, созданные мастерами России, Западной и Восточной Европы, Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и других регионов мира. Популяризации коллекций способствуют многочисленные выставки, проводимые музеем, как в Омске, так и в других городах России, Ближнего и Дальнего Зарубежья; а также альбомы и каталоги, издаваемые музеем им. М. А. Врубеля. Данная книга является первым масштабным изданием, охватывающим всё разнообразие музейных коллекций. Составители включили в альбом произведения, обладающие высокими художественными качествами и составляющие гордость собрания. Многие из них публикуются впервые. Художественные произведения распределены по десяти разделам, посвященным древнему искусству Сибири, иконописи, российской живописи и графике (XVIII-XXI вв.), зарубежной живописи и графике (XVI-XXI вв.),  скульптуре, декоративно-прикладному и народному искусству. Каждый раздел предваряется краткой характеристикой вошедшей в него коллекции.  Обращаясь к настоящему альбому, читатель вслед за музейными специалистами сделает новые интересные открытия, получит представление об истории формирования раритетных коллекций, совершит путешествие в прошлое, приобщится к выдающимся образцам отечественного и зарубежного культурного наследия.      


 

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля : "Сибирь неизвестная : сокровища курганов - Михаил Врубель - "Бубновый валет" - "Червонная тройка" и другие" : Археология - живопись - графика : [Альбом-кат. выст.] / [М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации и др.]. - Омск : ЛЕО, 2004. - 80 с. : ил., цв. ил. - (Золотая карта России).

 

В рамках всероссийского проекта Государственной Третьяковской галереи "Золотая карта России " Омский музей изобразительных искусств провел в ее стенах выставку "Сибирь неизвестная". Издание настоящего альбома-каталога позволяет читателям познакомиться с фондами музея и экспонатами, представленными на выставке в Москве. Выставка и альбом подготовлены в год 80-летия омского музея. Разделы альбома знакомят с историей музея; памятниками древнего художественного творчества - изделиями прикладного искусства таежных культур Сибири, относящихся к раннему железному веку и средневековью; с панорамой русского искусства XIX - XX столетий и событиями художественной жизни Омска, живописными и графическими работами из фондов музея, созданными в это время.

 

 

 


Отчет о работе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, 2000-2004 / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля ; [ред. Б. А. Коников ; сост. Ф. М. Фаткулина]. - Омск : ООМИИ им. М. А. Врубеля, 2004. - 46 с. : ил., табл. - Загл. обл.: Отчет о деятельности музея, 2000-2004.

   В 1928 г. директор Западносибирского краевого музея и основатель картинной галереи (в будущем – Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля) Ф. В. Мелехин опубликовал отчет о работе музея за пять лет (1923-1928), получивший высокую оценку коллег.  Отчет о работе Омского областного музея изобразительных искусств за 2000-2004 гг. издан в преддверии знаменательной даты – 80-летия со дня рождения музея. Современное  издание  является наглядным свидетельством высокого уровня музея изобразительных искусств в Омске. В отчете освещена работа учреждения по пополнению и каталогизации коллекций, реставрации экспонатов, а также научная, выставочная, издательская и просветительская деятельность. Среди интересных и оригинальных форм работы музея – Театр живописи и Врубелевская сцена (собственная камерная концертная площадка музея). Помимо перечисленных выше направлений деятельности в отчете дана хроника важнейших событий музейной жизни и перечень наград сотрудников музея изобразительных искусств. В приложении представлены фотографии музейных мероприятий. Данный отчет не является исчерпывающим, и, тем не менее, его содержание свидетельствует о том, что и сейчас здесь работают профессионалы, что музей живет активной общественной и духовной жизнью, выполняя одну из важнейших своих миссий – является источником духовного, в том числе нравственного, воспитания и образования омичей и гостей нашего города.


Спирина И. В. История создания музея изобразительных искусств в Омске, 1870-е – 1930-е / И. В. Спирина ; М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля. – Омск : Наука, 2004. – 352 с. : ил., цв. ил., портр. – На авантит.: Ом. обл. музею изобр. искусств им. М. А. Врубеля – 80 лет. – Библиогр.: с. 215-240. – Имен. указ.: с. 339-351.

Монография является первым исследованием становления и развития художественного музея в Омске, основанным на обширном архивном материале. Автор прослеживает путь формирования коллекций изобразительного искусства в музеях Западно-Сибирского отдела Географического общества, Художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля, а также процесс создания художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея на фоне общих тенденций музейной политики в России в 1870-х – 1930-х гг. По мнению автора, исследование настоящей темы необходимо для выявления значения художественного музея в развитии культуры сибирского города, выяснения причин возникновения музея и его социальной востребованности в Омске, установления этапов создания музейных коллекций и особенностей их состава, для выявления взаимосвязи создания Омского музея изобразительных искусств с общим процессом создания художественных музеев в стране и определения места омского музея в ряду художественных музеев Сибири. Основным источником в исследовании истории музея стали архивные материалы Государственного музейного фонда о комплектовании художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея, хранящиеся в архивах Государственного архива Омской области, Государственного Эрмитажа, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Кроме того, были привлечены документы Центра документации новейшей истории Омской области, Тарского филиала ГАОО, Государственных архивов Ивановской и Новосибирской областей, Министерства культуры Омской области. Основная часть документов выявлена и вводится в научный оборот впервые. Таким образом, в настоящей работе прослежен исторический путь формирования Омского областного музея изобразительных искусств; исследовано становление и развитие художественного музейного собрания в Омске, созданного при Западно-Сибирском краевом музее, как единственного стабильно развивающегося художественного музея в 1920-1930-х гг. не только в городе, но и в регионе в целом; изучены основные направления работы художественного отдела в 1920-1930-х гг.; судьба музейного собрания в 1930-е гг.; предпосылки выделения художественного отдела в самостоятельный музей изобразительных искусств; прослежена творческая связь художественного отдела и Худпрома; восстановлены биографии омских деятелей культуры рассматриваемого периода и их вклад в развитие культуры Омска и Сибири.


Хрустальный дворец : художественное стекло XVIII-XXI веков : альбом-каталог / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М. А. Врубеля ; [авт. ст.: Л. Р. Ведерникова, В. С. Голова, И. А. Гольский ; сост.: Л. Р. Ведерникова, И. А. Гольский]. – Омск : Омскбланкиздат, 2015. - 299 с. : ил., цв. ил., портр. – Имен. указ.: с. 294-296; Указ. пр-в: с. 297-298.

   Альбом-каталог выставки «Хрустальный дворец. Художественное стекло XVIII-XXI веков» является первой публикацией о коллекции изделий из стекла и хрусталя Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, многие из которых имеют не только художественную, но и историческую ценность. В собрании музея коллекцию произведений стекла можно считать одной из самых значительных в Сибири. Сейчас она насчитывает почти 800 экспонатов. История формирования омской коллекции характерна для многих региональных музеев. Она начиналась в 1920-е гг., когда в Западно-Сибирский краевой музей из Государственного музейного фонда с 1924 по 1928 гг. были переданы в большом количестве произведения скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, ставшие основой Художественного отдела. В музей также влились коллекции Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и музея Омского художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля. В 1978 г. собрание музея, до того целиком находившееся в ведении главного хранителя, было разделено на коллекции, и каждая обрела самостоятельного хранителя. С этого времени появилась возможность более пристального изучения всех коллекций, их пополнения и организации выставок. Эпизодические до этого поступления из Министерства культуры РСФСР и СССР становятся более частыми, и вместе с закупками музея помогают восполнить некоторые пробелы в коллекции. Интересные выставки, посвященные самой разной тематике, побуждают художников, коллекционеров и посетителей к новым дарам. Приоритетным для фонда керамики и стекла стало комплектование художественных произведений ведущих мастеров XX в., ранее скупо представленных в собрании. Выставка «Хрустальный дворец. Художественное стекло XVIII-XXI веков», легшая в основу настоящего издания, была открыта к 90-летию музея в бывшем генерал-губернаторском дворце. Куратор выставки разработал тематическое решение экспозиции: в каждом из шести залов со своим названием нашли отражение временные, географические и технологические аспекты развития мирового стеклоделия. По этим же разделам распределено содержание альбома. В каталог включены коллекция китайских табакерок XVIII- XIX вв., принадлежащая Е. Н. Журавлёву, и экспозиция музея стекла и хрусталя завода «Красный гигант» г. Никольска, связанные с творчеством двух мастеров-стеклодувов С. А. и В. Ф. Курцаевых. Издание включает иллюстрированный научный каталог собрания художественного стекла XVIII-XXI вв. и справочный отдел, которые помогают ориентироваться в материалах альбома.

Поделиться: