Книжный мир кадета

К 200-летию Сибирского кадетского корпуса в Центре книжных памятников Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина состоялосьоткрытие выставки «Книжный мир кадета: по материалам фонда Библиотеки Сибирского кадетского корпуса (1760-1917 гг.)».

 

      На выставке представлено свыше полутора тысяч редких книг, изданных в XVIII-XX вв. в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Вятке, Киеве, Харькове, Николаеве, около двухсот книг на иностранных языках. Каждая книга экспозиции – уникальный музейный экспонат федерального значения. Однако целью сотрудников библиотеки было не только показать наиболее ценные издания, но и вернуть их читателям и исследователям, насколько позволяет сохранность книг. Материал экспозиции содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Как этого можно достичь, показала история выставки «Книжный мир кадета». Представленные на ней книги вызывали живейший интерес омичей и гостей нашего города. Это было связано не только с широким празднованием 200-летия Омского кадетского корпуса, но и с уникальностью изданий, через которые открывались удивительные судьбы людей, связанных с историей корпуса, с историей библиотеки.

 

     Библиотека Сибирского кадетского корпуса переживала в своей истории и времена расцвета, и трагический период разрушения и забвения. Она создавалась в эпоху императорской России как одно из первых крупных фундаментальных книжных собраний Омского Прииртышья. Главная цель ее существования - образование и воспитание офицеров российской армии.

 

    Питомцы кадетского корпуса надежно защищали границы Сибири от вторжения кочевников, участвовали в завоевании для России новых земель, исследовании отдаленных районов Сибири, открытии Акмолинского, Кокчетавского и Каркаралинского административных округов, основали многие города Сибири и нынешнего Казахстана. Среди воспитанников корпуса генерал-лейтенант Сибирского казачьего войска, историк Георгий Катанаев; генерал от инфантерии Лавр Корнилов; выдающийся инженер-фортификатор, доктор военных наук, профессор, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев; генерал от кавалерии Николай Симонов (1869), участвовавший в походах в Хиву, Коканд, Китай и в русско-японской войне; профессор Михайловской артиллерийской академии Авксентий Сапожников; профессор астрономии Санкт- Петербургского университета, автор «Новой таблицы планет» Николай Каменщиков; путешественник, ученый, «духовный отец» сибирского областничества Григорий Потанин; военный разведчик и просветитель казахского народа Чокан Валиханов; крупнейший русский статистик, публицист и политический деятель Николай Анненский; член Политбюро ЦК ВКП (б) и заместитель председателя Совнаркома Валериан Куйбышев; редактор-издатель иркутской газеты «Сибирь» Андрей Нестеров; казачий администратор и историк Федор Усов; писатель, министр внутренних дел Правительства автономной Сибири Александр Новоселов; крупный омский предприниматель Григорий Грязнов; поэт Алексей Ачаир; доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Николай Азовцев. 

Кадеты представляли собой  просвещенную элиту русского общества с XVIII  по XXI век. Они восприняли из истории России все самое лучшее, самое возвышенное. И в этом немалую роль сыграла Книга.

 

    Со дня основания библиотека была предметом неустанных забот руководства и учителей. Основание библиотеки было положено еще в самый ранний период существования заведения, тогда еще Войскового казачьего училища. В 1814 г. было приобретено несколько книг, послуживших руководством для преподавателей. Отдаленность Омска от культурных центров заставила при организации библиотеки ограничиться весьма небольшим запасом книг и учебных пособий. Омичи, понимая значение подготовки будущей опоры государства, пожертвовали библиотеке училища значительное количество распространенных тогда изданий религиозного, нравоучительного и исторического содержания. Формирование книжного фонда учебного заведения было предметом забот как командира отдельного Сибирского корпуса генерала Григория Ивановича Глазенапа и его преемников, так и Войскового атамана Семена Богдановича Броневского. Со дня основания училища по 9 марта 1825 г. на ее устройство было израсходовано 10270 рублей. Впоследствии  в 1892 г. фонд библиотеки кадетского корпуса (тогда Омской военной гимназии) включал учебники по основным предметам, литературные сочинения отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и насчитывал около 42 тыс. экз. (ученическая - 18 тыс., фундаментальная - более 23 тыс.).

 

     Комплектованию библиотеки Сибирского кадетского корпуса с самого основания придавалось большое значение. Сюда выписывались учебники, по которым проходили обучение кадеты Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов Российской империи. Преподавание наук велось по известным российским учебникам, исследовательским работам. В учебном фонде библиотеки представлены такие учебные книги, как «Пространный катихизис» Филарета, «Начатки христианского учения» и иллюстрированная книга «Сто четыре священные истории», «Грамматика» М.В. Ломоносова, Н.И Греча и А.Н. Веселовского, «Риторика» Н.Ф. Кошанского, «Логика» А.А. Кизеветтера, М.И.Талызина и О.М. Новицкого, «Теория словесности» Н.И. Греча, В.Т. Плаксина, И.И. Давыдова, французская грамматика Ломонда, математические курсы Е.Д Войтяховского, Н.И. Фусса и Л.-Б Франкёра, «Арифметика» Кушакевича и Киндерева, географические курсы В.К. Арсеньева и Н.И. Соколовского, учебники И.К. Кайданова и С.Н. Смарагдова по истории, курсы М.Г. Павлова и Г.И. Гесса по физике, курсы по артиллерии А.И. Маркевича и Е.Х. Весселя, курсы по фортификации В.А. Половцова, А.З. Теляковского и Бусмара, тактический курс генерала Шитова и др.

 

     Характеризуя военное образование XIX в., издатели «Современника» писали: «Курсы наук, издаваемые для военно-учебных заведений, составляются во всех отношениях превосходно. Для них есть общий объем; они приспособлены к возрасту и сведениям обучающихся; они соразмеряются даже со временем, в которое должны быть пройдены. Без этого предварительного и общего плана всякий отдельный учебный курс, как бы ни был хорошо составлен, не может принести всей пользы, какой обыкновенно ожидают от учебной книги. Когда совершено будет вполне это благодетельное предначертание начальства военно-учебных заведений, и все науки представят одно гармоническое целое — можно будет сказать, что на несколько десятилетий обеспечена важнейшая и конечно самая многотрудная часть образования благородного юношества».

 

    Первой задачей в воспитании будущих защитников Отечества являлось и является привитие любви и уважения к истории своего государства. Общие сведения об истории Русского государства и правивших династий дает целый ряд изданий. Так, выдающийся писатель и публицист  Н.М. Карамзин  в своем знаменитом труде «История государства Российского» (Карамзин, Н.М. История государства российского. Т.I.-XII. - СПб., 1818- 1829) защищал незыблемость самодержавия как специфической черты русского государства. Особый интерес представляет собрание эпистолярных памятников XVI-XVIII вв. «Письма русских государей и других особ царского семейства», изданных по высочайшему повелению в эпоху императора Николая Павловича (Письма русских государей и других особ царского семейства. Т.I.-М.,1848). Описанию выдающихся памятников русской истории и культуры посвящен сборник «Русские достопамятности» (Снегирев И.М. Русские достопамятности. Т.1. Издание А.А.Мартынова. – М., 1883). В книгу вошли уникальные описания московских монастырей, соборов, церквей и гражданских сооружений Москвы. Многие из памятников, описанных и запечатленных в сборнике, не сохранилась до наших дней.  

 

   Среди рекомендованных книг, которые способствовали патриотическому воспитанию, были труды Якова Васильевича Орлова (Орлов Я. В. Дух Российских государей Рюрикова дома, существенное изображение россиян, и всех других европейских народов история, политика и вообще просвещение: Со времени падения древней Рим. Имп. до Вестфальского мира, или утв. свободы всех вероисповеданий: В 5 ч. Ч. 5. - СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1818. - 258с.), Федора Осиповича Туманского (Туманский  Ф.О. Созерцание славной жизни святого благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского.- СПб., 1789), Феофилакта Гавриловича Покровского (Покровский Ф. Г. Дмитрий Иоаннович Донской, великий князь московский.- Тула,1823). Автор школьных учебников по истории, представленных в кадетской библиотеке (Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заведений. Издание пятое. - СПб., 1845; Устрялов Н.Г. Русская история. Ч.II. Новая история. Издание четвертое, исправленное и дополненное историческим обозрением царствования государя императора Николая I. С 5 картами и 45 планами.– СПб.,1849). Николай Герасимович Устрялов наряду с министром просвещения С.С. Уваровым сформировал теорию «официальной народности» - «православие, самодержавие и народность» - теоретическую основу исторического образования. 

 

     Использовали в историческом образовании кадетов и практическую работу с историческими источниками, среди которых можно назвать «Уложение по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении его величества государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея России самодержца в лето от сотворения мира 7156» (СПб., 1779 г.), «Письма и указы его императорскаго величества государя императора Петра Великаго, писанныя к Науму Акимовичу Синявину…» (СПб., 1786), «Древняя российская Вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся; / изданная Николаем Новиковым, членом Вольного Российского собрания при Императорском Московском университете» (М., 1788-1791) «Записки касательно российской истории» Екатерины II (СПб., 1801).

 

    Нередко кадеты обращались к биографиям особ царствующей династии. Среди биографических повествований на выставке представлены наиболее известные книги: «Жизнь его императорского высочества цесаревича и великого князя Константина Павловича» (М., 1831), «Восшествие на престол императора Николая I» М.А. Корфа (СПб., 1857),«Император Александр II. Его жизнь и царствование» С.С. Татищева (СПб., 1903), «Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма» И.К. Бабста, К.П. Победоносцева, (М., 1864), «Царь-миротворец Александр III Император Всероссийский» Д.Н. Ломана (СПб., 1895)

 

     Заключительная, трагическая страница истории династии Романовых связана с императором Николаем II и его семьей. В их понимании царствование понималось как служение Отечеству. Об этом свидетельствуют альбомы «Дни священного коронования их императорских величеств государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны» (М., 1896), «Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. 1904-1914 / Составитель А.А. Ильменский» (СПб.,1914). Торжественное общественно-государственное празднование 300-летия царствования дома Романовых состоялось 21 февраля (6 марта1913 г. К романовским торжествам вышло юбилейное, иллюстрированное издание «Трехсотлетие державному дому Романовых. 1613-1913» (СПб., 1913), которое содержит биографии и портреты всех царствовавших представителей династии, а также описания семейных реликвий. Издателем книги являлся Евгений Васильевич Богданович (1829-1914) - генерал от инфантерии, видный государственный и общественный деятель и публицист, который искренне почитал императора Николая II.

 

    Патриотическое воспитание в Первом Сибирском императора Александра I кадетском корпусе давало свои  результаты. Так, воспитанники корпуса делом чести почитали участие в ежегодных праздниках древонасаждения, которые способствовали улучшению экологической обстановки в городе. Директор корпуса (1906-1915) генерал-лейтенант Александр Ардалионович Медведев написал небольшую книжку «Заветы кадетам. О пользе древонасаждения» (Медведев А.А. О пользе древонасаждения.- Омск, 1915. – 27 с.), где описал проведение этого праздника. Он же разрешил своим воспитанникам печатать журнал «Кадет-Сибиряк» в типографии штаба Омского военного округа (Кадет-Сибиряк.- Омск , 1916. - № 5; Кадет-Сибиряк.- Омск, 1915. - №4). Основателем журнала был кадет 7-го класса Г. Кондратович, которыйвместе с кадетом В. Смирновым разработал план издания. В журнале печатались речи императора, приказы директора корпуса, заметки о подвигах бывших выпускников на фронтах Первой мировой войны, сочинения самих кадетов, в основном старших классов. Сотрудниками журнала были служащие корпуса, воспитанники Сибирского, Хабаровского, Ташкентского, Иркутского корпусов, а также бывшие питомцы Сибирского (Омского) корпуса. Большой интерес представляли речи преподавателя истории А.А. Незванова и кадета 7-го класса В. Иванова о политической обстановке. Журнал распространялся с целью сбора средств в пользу раненых воинов.

 

     Интерес к истории Отечества не умалял для будущих защитников, государственных деятелей значение событий мирового масштаба. Кругозор воспитанников корпуса был очень широк. Так, панорама античного мира предстает перед читателем книжного памятника федерального значения «Путешествие младшего Анахарсиса по Греции с половины четвертого века до Рождества Христова» в переводе с французского языка  П. Страховым (Т. 3. – М,1804; Т.4 - М,1804; Т.5 – М.1809). В уникальном издании «Роллен, Ш. Римская история от создания Рима до битвы Актийской, то есть по окончания республики» в переводе В.К. Тредиаковского. (Т. 1 - СПб., 1761; Т.11 – СПб, 1764; Т.15 – СПб., 1766) раскрываются страницы героической римской истории. Книга «Плутарх для юношества, или Жития славных мужей всех народов. От древнейших времен доныне. С гравированными портретами; Сочинение, могущее возвысить душу молодого человека и украсить сердце его добродетелями, изданное Петром Бланшардом» (Ч. I (М., 1823),  Ч. V (М.,1821), Ч. XII(М., 1823) имела потрясающий успех среди юных российских читателей XIX в. и за 15 лет переиздавалась четыре раза.Кадеты изучали также историю Геродота («Иродотову историю») в переводе русского филолога и ботаника Ивана Ивановича Мартынова (Геродот. История. Греческие классики. Ч. IX, Кн. 12. – СПб., 1825; Ч. XV, Кн. 18. – СПб., 1826; Ч. XVI, Кн. 19. – СПб., 1827; Ч. XVIII, Кн. 21. – СПб., 1828).

 

    Воспитанники кадетского корпуса читали литературу не только на русском языке, а также на французском и немецком языках. Среди изящных небольших изданий отличаются своей фундаментальностью «История искусства древности» И.И. Винкельмана (Париж,1803), «Собрание исторических сведений о монгольских народностях» П.С. Палласа (СПб., 1801), энциклопедическое издание Лоренца Окена «Общее естествознание» (Штутгарт, 1833-1841), «История древнего мира и культуры» Ф. К. Шлоссера (Франкфурт-на-Майне, 1829-1834). Преподаватели корпуса следили за тем, чтобы их воспитанники были знакомы с последними публикациями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, с научными открытиями, поэтому так велик список журналов, которые выписывали преподаватели учебного заведения. На выставке была представлена лишь малая часть периодической печати: «Библиотека для чтения», Русский вестник», «Отечественные записки», «Русское богатство», «Вестник Европы», «Наблюдатель», «Русский архив», «Военный сборник», «Морской сборник» «Русская старина», «Сборники Русского Исторического Общества», «Русский архив»  и др. На страницах «Русского вестника» появились первая публикации романов «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (Русский вестник. – 1866. № 1. – С. 35-120), «Дым» И.С. Тургенева    Русский вестник- 1867. - № 3. – С. 5-160)

 

     Воспитанникам корпуса прививалась любовь к Отечеству, но наряду с этим подбор изданий в фонде библиотеки показывает, что в учащихся формировались навыки научного познания, стремление к просветительской деятельности и к честному и героическому служению родному краю, государству, народу.   

 

   В 1920 г. произошло тотальное разрушение фонда библиотеки Сибирского кадетского корпуса и  забвение уцелевших фрагментов. Библиотека осталась без своего читателя. В XX в. книги тихо «болели» и «умирали» в неблагоприятных условиях существования: бумага сохранившихся экземпляров была загрязнена, покрылась плесенью, затеками от сырости, пигментацией, переплеты и книжные блоки были  существенно деформированы.

 

    В XXI в. в библиотеке им. А.С. Пушкина была произведена «реанимация» сохранившихся библиотечных экземпляров и возведение их в статус книжных памятников федерального и регионального уровней. Сегодня, с одной стороны, запущены механизмы на оздоровление «больного» фонда в формах фазовой консервации, с другой стороны, происходят процессы актуализации библиотечного фонда  как памятника национальной культуры.

 

    Выставка «Книжный мир кадета: по материалам фонда Библиотеки Сибирского кадетского корпуса. 1760-1917» (кстати, ранняя дата соотнесена с годом издания старейшей книги выставки «Обстоятельное наставление рудному делу» И.А. Шлаттера (СПб., 1760) имела очень большой резонанс. Омичи и гости города неоднократно приходили и приходят  на выставку, высказывая слова благодарности сотрудникам библиотеки за бережное отношение к истории города, к истории страны. В книге отзывов сохранилось множество благодарных откликов на выставку и проведенные экскурсии.

БИБЛИОГРАФИЯ

Поделиться: