Пономарева Л.Г. Масонский журнал ХVIII в. в библиотеке сибирского казачьего войска как знак духовной культуры эпохи

Л.Г. Пономарева

 

   МАСОНСКИЙ ЖУРНАЛ ХVIII в. В БИБЛИОТЕКЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА КАК ЗНАК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ

 

<p "="">В Отделе редких и ценных книг Омской государственной областной научной библиотеки (ОГОНБ) им. А.С. Пушкина сохранился экземпляр редкого журнала Н.И. Новикова "Московское ежемесячное издание" за 1781 г.1 с книжным знаком библиотеки Сибирского казачьего войска. Появление данного периодического издания в свое время стало закономерным звеном в общем потоке масонской литературы подобного типа2. Сегодня возникают два вопроса: 1) почему это издание оказалось в Омске в начале XIX в.; 2) хранителем какого качества культуры оно является.

I. Прежде всего в "Московском издании" затрагивалась военно-патриотическая тема, это в значительной мере и обусловило то, что масонский журнал Новикова попал в круг чтения омских офицеров. Главной добродетелью человека провозглашался само­отверженный героизм и готовность умереть за отечество.

В "Письме Стратона к сыну" в качестве нормы утверждался строгий ригоризм отца в отношении своего ребенка: "Твоя жизнь и кровь принадлежат государству, когда оно требует оных. Для оно­го произвел я тебя на свет, для оного воспитал я тебя... Сила государства есть всеобщее сокровище... Возвратись победителем; или лишись твоей жизни за твое отечество..." (162, 165, 172)3. По сути данная ситуация напоминает библейский сюжет о принесении в жертву Исаака Авраамом (Бытие 22, 1-18); только не Богу отец жертвует единственным сыном, но Государству.

В панегирике "Похвальное слово покойному принцу Генриху" возносилась хвалебная речь о юноше-воине, чья жизнь неожиданно оборвалась. В хвалебной речи черты его личности были канонизированы: "Не было ни единого несколько знаменитого сочинения о военном искусстве, которого бы он не читал с прилежанием... Принц Генрих, будучи 18 лет, умел уже рассказывать системы Картезиевы, Лейбницевы, Маленбраншевы, Локковы... В геометрии он держался начал Евклидовых... он яко Протей изменял свой вид без труда" (10, 11). Именно такой юноша мог стать великим полководцем, на таких личностях во все времена держалось государство: "Крепость государства состоит в великих особах... Государство велико тогда, когда блистают высокие умы, добродетельные души" (6). Таким образом, в "Московском издании" утверждалась идея сильного государства с могучим воинством, способным на жертвенный подвиг ради великих целей.

II. В многочисленной литературе о русском масонстве "Московское издание", как правило, не становилось предметом научного исследования4, о нем лишь кратко упоминается в обобщающих трудах. Для Омска "Московское издание" является едва ли не единственнымподлинным документом масонской культуры XVIII в., через него мы имеем редкую возможность соприкоснуться с духовным миром давно ушедшей эпохи.

Редакторами издания были Иван Петрович Тургенев (до 15 лет жил в Западной Сибири, в Петропавловске; в будущем директорМосковского университета, отец знаменитых Александра и Николая Тургеневых) и Алексей Михайлович Кутузов (учился в Лейпцигскомуниверситете; близкий друг А.Н. Радищева)5. Почти все тексты "Московского издания" являлись переводами с немецкого, которые осуществляли студенты "Переводческой семинарии" и университета, где преподавал немецкий язык талантливый профессор философии И.Г. Шварц6.

Все произведения "Московского издания" внутренне взаимо­связаны единой мыслью о смерти (через таинство смерти определялся смысл человеческой жизни). В лексическом строе текстов, размещенных в издании, чаще употребляется субстанциональное прилагательное "смертный", нежели существительное "человек".

Почему именно в масонской литературе так остро ставится проблема смерти? Например, человек Древней Руси не задавался вопросом о смысле жизни, так как мыслил себя в пределах христианских понятий (грешник, праведник), жизнь ему представлялась кратким мигом, а смерть - естественным переходом из временной: бытия в вечность. В эпоху Петровских реформ в обществе утвердился идеал "практической полезности", которому стали подчи­няться все сферы жизни человека. Идея "Святой Руси" сменяется идеей "Великой России". Рождалось новое мировоззрение, способствовавшее росту гражданской инициативы, осознанию своего "я" (а это в свою очередь пробуждало культ наслаждения, что неуклонно вело к "повреждению нравов"). Человек начинает ощущать раздвоенность, разорванность бытия (как соединить в единое целое исконное вероисповедание Руси и напряженную философскую жизнь западноевропейской мысли). Из этого раскола рождаетсярусское масонство, устремленное к созданию нравственной философии, в системе которой понятие о смерти занимает одно из главных мест (человек - единственный, кто в природе осознает свою смертность). Тень конца человеческой истории лежит на каждом поколении точно так же, как тень смерти сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Механизмы смерти всегда на взводе.

В "Московском журнале" идея смерти разворачивается в следующих аспектах:

1)  В жанре панегирика утверждалась мысль о том, что человек должен стремиться к "благополучной смерти": "Смерть, господа, есть кончина всех людей: благополучны те, которые, умирая, имеют утеху видеть, что остающиеся после их в жизни по достоинству о них плачут" (26). Такую смерть имеют только те, кто проживает жизнь "в добродетели".

2)     Произведение Геллерта (поэта, моралиста, его лекции слушал молодой Гете; его работы были популярны в России до 1820 г.)"Примечание на Священное писание" было построено на антитезе "смертный" ("слеп" и "безумен", ибо не понимает Писания) /"бессмертный" ("мудр и всевидящ"), из этого противопоставления рождается молитва: "Господи! Отверзи очи наши, да познаем чудеса взаконе твоем и возлюбим порядок красоту и добродетель, к собственному нашему счастью тобою нам предписанные, без которых ты сам не был бы то, что ты есть!" (45). Масонские молитвословы (интересный памятник культуры) до сих пор не изучены.

3)     В "Московском издании" были опубликованы два философских этюда А.М. Кутузова: "...не долго продлился бы свет сей, когда бы мы жребий наш предвидели. Многие умерли бы во цвете лет своих от горести и печали... гороскоп - вредоносная премудрость" (67, 69-70). Человек, знающий судьбу, живет со страхом, не знающий - с надеждой: из чего и вытекает понятие о счастье/несчастье. В основе размышлений Кутузова проявляется оксюморон - "веселие печали", логика которого устремлена к меланхолии.

4) В жанровой структуре "Московского издания" лидирующее положение занимает эпистолярный жанр (яркое проявление сентиментализма в масонской литературе). Именно в жанре письма возникает возможность описать "мучительные чувства". В дружеском послании "Письмо Харитеса к Аристодемону" все движение мысли устремлено к одной цели: пробудить в душе человека сострадание к любому, кто находится награни смерти. В подтексте этого произведения проявляется библейский сюжет о блудном сыне (Лк 15, 11-32). В ответном "Письме Климены к ее отцу" "блудная" дочь раскаивается в в грехах: своевольные страсти ведут к отчаянию и смерти, спасение в покаянии. Стихотворный текст "Покаяние Христианки при
солнечном восходе" логически продолжает идею "Письма Климены"; здесь любопытно отметить внутреннюю взаимосвязь этого текста с "Пророком" Пушкина ("Язык немеет мой и члены каменеют" / "Как труп в пустыне я лежал"; "Восстань и виждь Мою к тебе любовь" / "Восстань, пророк, и виждь, и внемли"; 108-109).

<p "="">5)      Произведение "Сон Галилея" повествует о сновидении ученого перед смертью. Весь текст построен на антитезе - реальность("темница": горечь изгнания, мучительная слепота) / ирреальность (небесный свет, ощущение восхищения от полета на облаке, от встречи с Коперником). Пробуждается Галилей с чувством глубокой благодарности: "Бог удостаивает тебя претерпеть гонения" (105). Сон перед смертью дарован человеку от Бога, чтобы он
смирился (всех простил и не имел никаких обид в сердце своем) и с легкой душой перешел в мир иной.

6) Во всей структуре текстов "Московского издания" "Письмо Эпихарма к дочери своей Эвхарии" можно считать идейнойкульминацией. Умирающий отец оставляет духовное завещание дочери: "„.верь, что то истина, чему обучает умирающий. Да будетдобродетель всегда твоим правилом...  земные сокровища суть тленны... ты живешь для того, чтоб умереть; не выпускай из глаз твоих сего великого и важного следствия... учиться умереть, великая наука! Кто хочет спокойно умереть, тот должен сам с собою жить мирно; совесть его должна быть другом" (178,183, 184).

"Московское издание" лишь фрагмент из огромного потока масонской литературы, в котором со всей очевидностью проявилась архитектоника исповедального слова: 1) раскаяние (сожале­ние об ошибках); 2) покаяние (понимание своей вины); 3) исповедь (признание своих грехов перед Богом). Путь исповеди - это путь к безмолвию. Именно в масонской литературе (и в частности в "Московском ежемесячном издании") бытие человека заявлено как тайна, как иероглиф символического языка вселенной.

 

Примечания

1  Московское ежемесячное издание. В пользу заведенных в Санкт-Петербурге Екатерининскаго и Александравскаго училищ, заключающее в себе собрание разных лучших статей, касающихся до нравоучения, политической и ученой истории, до философических и словесных наук и других полезных знаний, служащее продолжением Утренняго света: В 3 ч. - 1781. - Ч. 3: [сентябрь - декабрь]. - [4], 1-82, [2], 83-160, [2], 238, [4], 239-325 с.; 20 см.; Штемпель: Войсковой библиотеки Сибирского казачьего войска (1). Надпись на авантитуле: Войскового училища.

2  Хронологический перечень журналов, который предшествовал появлению "Московского ежемесячного издания": "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих"( 1755-1764), "Праздничное время в пользу употребленное" (1759-1760), "Трудолюбивая пчела" (1759), "Полезное увеселение" (1760-1762),  "Невинное упражнение"  (1763),  "Доброе намерение" (1764), "Утренний Свет" (1777). Подробнее см. в кн.: Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины П.-СПб., 1999.-С. 134-164.

          3  В конце цитат указываются арабскими цифрами номера страниц.

         4  Небольшой обзор произведений "Московского издания" встречается в монографии Г. Макогоненко, но в 1950-е гг. многое о масонстве оставалось вне обсуждения. См. в кн.: Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. - М.; Л., 1952. - С. 419-446.

        5  Подробнее см. в кн.: Серков А.И. Русское масонство (1731-2000): Энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 451, 815. Там же представлена полная библиография.

        6  Тихонравов Н.С. Соч. Т. 3. Ч. 1: Русская литература ХVIII-Х1Х вв. - М., 1898.-С. 60-81.

Поделиться: