Пономарева Л.Г. Масонский журнал ХVIII в. в библиотеке сибирского казачьего войска как знак духовной культуры эпохи
Л.Г. Пономарева
МАСОНСКИЙ ЖУРНАЛ ХVIII в. В БИБЛИОТЕКЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА КАК ЗНАК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ
<p "="">В Отделе редких и ценных книг Омской государственной областной научной библиотеки (ОГОНБ) им. А.С. Пушкина сохранился экземпляр редкого журнала Н.И. Новикова "Московское ежемесячное издание" за 1781 г.1 с книжным знаком библиотеки Сибирского казачьего войска. Появление данного периодического издания в свое время стало закономерным звеном в общем потоке масонской литературы подобного типа2. Сегодня возникают два вопроса: 1) почему это издание оказалось в Омске в начале XIX в.; 2) хранителем какого качества культуры оно является.
I. Прежде всего в "Московском издании" затрагивалась военно-патриотическая тема, это в значительной мере и обусловило то, что масонский журнал Новикова попал в круг чтения омских офицеров. Главной добродетелью человека провозглашался самоотверженный героизм и готовность умереть за отечество.
В "Письме Стратона к сыну" в качестве нормы утверждался строгий ригоризм отца в отношении своего ребенка: "Твоя жизнь и кровь принадлежат государству, когда оно требует оных. Для оного произвел я тебя на свет, для оного воспитал я тебя... Сила государства есть всеобщее сокровище... Возвратись победителем; или лишись твоей жизни за твое отечество..." (162, 165, 172)3. По сути данная ситуация напоминает библейский сюжет о принесении в жертву Исаака Авраамом (Бытие 22, 1-18); только не Богу отец жертвует единственным сыном, но Государству.
В панегирике "Похвальное слово покойному принцу Генриху" возносилась хвалебная речь о юноше-воине, чья жизнь неожиданно оборвалась. В хвалебной речи черты его личности были канонизированы: "Не было ни единого несколько знаменитого сочинения о военном искусстве, которого бы он не читал с прилежанием... Принц Генрих, будучи 18 лет, умел уже рассказывать системы Картезиевы, Лейбницевы, Маленбраншевы, Локковы... В геометрии он держался начал Евклидовых... он яко Протей изменял свой вид без труда" (10, 11). Именно такой юноша мог стать великим полководцем, на таких личностях во все времена держалось государство: "Крепость государства состоит в великих особах... Государство велико тогда, когда блистают высокие умы, добродетельные души" (6). Таким образом, в "Московском издании" утверждалась идея сильного государства с могучим воинством, способным на жертвенный подвиг ради великих целей.
II. В многочисленной литературе о русском масонстве "Московское издание", как правило, не становилось предметом научного исследования4, о нем лишь кратко упоминается в обобщающих трудах. Для Омска "Московское издание" является едва ли не единственнымподлинным документом масонской культуры XVIII в., через него мы имеем редкую возможность соприкоснуться с духовным миром давно ушедшей эпохи.
Редакторами издания были Иван Петрович Тургенев (до 15 лет жил в Западной Сибири, в Петропавловске; в будущем директорМосковского университета, отец знаменитых Александра и Николая Тургеневых) и Алексей Михайлович Кутузов (учился в Лейпцигскомуниверситете; близкий друг А.Н. Радищева)5. Почти все тексты "Московского издания" являлись переводами с немецкого, которые осуществляли студенты "Переводческой семинарии" и университета, где преподавал немецкий язык талантливый профессор философии И.Г. Шварц6.
Все произведения "Московского издания" внутренне взаимосвязаны единой мыслью о смерти (через таинство смерти определялся смысл человеческой жизни). В лексическом строе текстов, размещенных в издании, чаще употребляется субстанциональное прилагательное "смертный", нежели существительное "человек".
Почему именно в масонской литературе так остро ставится проблема смерти? Например, человек Древней Руси не задавался вопросом о смысле жизни, так как мыслил себя в пределах христианских понятий (грешник, праведник), жизнь ему представлялась кратким мигом, а смерть - естественным переходом из временной: бытия в вечность. В эпоху Петровских реформ в обществе утвердился идеал "практической полезности", которому стали подчиняться все сферы жизни человека. Идея "Святой Руси" сменяется идеей "Великой России". Рождалось новое мировоззрение, способствовавшее росту гражданской инициативы, осознанию своего "я" (а это в свою очередь пробуждало культ наслаждения, что неуклонно вело к "повреждению нравов"). Человек начинает ощущать раздвоенность, разорванность бытия (как соединить в единое целое исконное вероисповедание Руси и напряженную философскую жизнь западноевропейской мысли). Из этого раскола рождаетсярусское масонство, устремленное к созданию нравственной философии, в системе которой понятие о смерти занимает одно из главных мест (человек - единственный, кто в природе осознает свою смертность). Тень конца человеческой истории лежит на каждом поколении точно так же, как тень смерти сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Механизмы смерти всегда на взводе.
В "Московском журнале" идея смерти разворачивается в следующих аспектах:
1) В жанре панегирика утверждалась мысль о том, что человек должен стремиться к "благополучной смерти": "Смерть, господа, есть кончина всех людей: благополучны те, которые, умирая, имеют утеху видеть, что остающиеся после их в жизни по достоинству о них плачут" (26). Такую смерть имеют только те, кто проживает жизнь "в добродетели".
2) Произведение Геллерта (поэта, моралиста, его лекции слушал молодой Гете; его работы были популярны в России до 1820 г.)"Примечание на Священное писание" было построено на антитезе "смертный" ("слеп" и "безумен", ибо не понимает Писания) /"бессмертный" ("мудр и всевидящ"), из этого противопоставления рождается молитва: "Господи! Отверзи очи наши, да познаем чудеса взаконе твоем и возлюбим порядок красоту и добродетель, к собственному нашему счастью тобою нам предписанные, без которых ты сам не был бы то, что ты есть!" (45). Масонские молитвословы (интересный памятник культуры) до сих пор не изучены.
3) В "Московском издании" были опубликованы два философских этюда А.М. Кутузова: "...не долго продлился бы свет сей, когда бы мы жребий наш предвидели. Многие умерли бы во цвете лет своих от горести и печали... гороскоп - вредоносная премудрость" (67, 69-70). Человек, знающий судьбу, живет со страхом, не знающий - с надеждой: из чего и вытекает понятие о счастье/несчастье. В основе размышлений Кутузова проявляется оксюморон - "веселие печали", логика которого устремлена к меланхолии.
4) В жанровой структуре "Московского издания" лидирующее положение занимает эпистолярный жанр (яркое проявление сентиментализма в масонской литературе). Именно в жанре письма возникает возможность описать "мучительные чувства". В дружеском послании "Письмо Харитеса к Аристодемону" все движение мысли устремлено к одной цели: пробудить в душе человека сострадание к любому, кто находится награни смерти. В подтексте этого произведения проявляется библейский сюжет о блудном сыне (Лк 15, 11-32). В ответном "Письме Климены к ее отцу" "блудная" дочь раскаивается в в грехах: своевольные страсти ведут к отчаянию и смерти, спасение в покаянии. Стихотворный текст "Покаяние Христианки при
солнечном восходе" логически продолжает идею "Письма Климены"; здесь любопытно отметить внутреннюю взаимосвязь этого текста с "Пророком" Пушкина ("Язык немеет мой и члены каменеют" / "Как труп в пустыне я лежал"; "Восстань и виждь Мою к тебе любовь" / "Восстань, пророк, и виждь, и внемли"; 108-109).
<p "="">5) Произведение "Сон Галилея" повествует о сновидении ученого перед смертью. Весь текст построен на антитезе - реальность("темница": горечь изгнания, мучительная слепота) / ирреальность (небесный свет, ощущение восхищения от полета на облаке, от встречи с Коперником). Пробуждается Галилей с чувством глубокой благодарности: "Бог удостаивает тебя претерпеть гонения" (105). Сон перед смертью дарован человеку от Бога, чтобы он
смирился (всех простил и не имел никаких обид в сердце своем) и с легкой душой перешел в мир иной.
6) Во всей структуре текстов "Московского издания" "Письмо Эпихарма к дочери своей Эвхарии" можно считать идейнойкульминацией. Умирающий отец оставляет духовное завещание дочери: "„.верь, что то истина, чему обучает умирающий. Да будетдобродетель всегда твоим правилом... земные сокровища суть тленны... ты живешь для того, чтоб умереть; не выпускай из глаз твоих сего великого и важного следствия... учиться умереть, великая наука! Кто хочет спокойно умереть, тот должен сам с собою жить мирно; совесть его должна быть другом" (178,183, 184).
"Московское издание" лишь фрагмент из огромного потока масонской литературы, в котором со всей очевидностью проявилась архитектоника исповедального слова: 1) раскаяние (сожаление об ошибках); 2) покаяние (понимание своей вины); 3) исповедь (признание своих грехов перед Богом). Путь исповеди - это путь к безмолвию. Именно в масонской литературе (и в частности в "Московском ежемесячном издании") бытие человека заявлено как тайна, как иероглиф символического языка вселенной.
Примечания
1 Московское ежемесячное издание. В пользу заведенных в Санкт-Петербурге Екатерининскаго и Александравскаго училищ, заключающее в себе собрание разных лучших статей, касающихся до нравоучения, политической и ученой истории, до философических и словесных наук и других полезных знаний, служащее продолжением Утренняго света: В 3 ч. - 1781. - Ч. 3: [сентябрь - декабрь]. - [4], 1-82, [2], 83-160, [2], 238, [4], 239-325 с.; 20 см.; Штемпель: Войсковой библиотеки Сибирского казачьего войска (1). Надпись на авантитуле: Войскового училища.
2 Хронологический перечень журналов, который предшествовал появлению "Московского ежемесячного издания": "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих"( 1755-1764), "Праздничное время в пользу употребленное" (1759-1760), "Трудолюбивая пчела" (1759), "Полезное увеселение" (1760-1762), "Невинное упражнение" (1763), "Доброе намерение" (1764), "Утренний Свет" (1777). Подробнее см. в кн.: Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины П.-СПб., 1999.-С. 134-164.
3 В конце цитат указываются арабскими цифрами номера страниц.
4 Небольшой обзор произведений "Московского издания" встречается в монографии Г. Макогоненко, но в 1950-е гг. многое о масонстве оставалось вне обсуждения. См. в кн.: Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. - М.; Л., 1952. - С. 419-446.
5 Подробнее см. в кн.: Серков А.И. Русское масонство (1731-2000): Энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 451, 815. Там же представлена полная библиография.
6 Тихонравов Н.С. Соч. Т. 3. Ч. 1: Русская литература ХVIII-Х1Х вв. - М., 1898.-С. 60-81.